Носятся как угорелые: почему в ДТП на Гомельщине чаще попадают молодые неопытные мотоциклисты

Носятся как угорелые: почему в ДТП на Гомельщине чаще попадают молодые неопытные мотоциклисты

09.08.2019 в 09:49
Ольга Вальченко, "Республика", фото Ивана Яривановича

Четыре утра, июльский рассвет в деревне Рассвет Добрушского района… 23-летней барышне срочно понадобилось спиртное, за которым она упросила отправиться 37-летнего гордого владельца «Кавасаки». До цели путешествия, ближайшей заправки, они не доехали. На повороте водитель перебрал со скоростью, налетел на дорожный знак и угодил в кювет. Девушка попала в реанимацию. Водитель, как выяснилось, был лишен прав за пьяную езду и 79 раз привлекался к административной ответственности за самые разные нарушения. И такой случай не единственный. С начала года в Гомельской области с участием мототранспорта произошло 29 ДТП, семь человек погибли. Летом ситуация становится более плачевной. Корреспондент «Р» поработала на линии вместе с сотрудниками регионального управления Госавтоинспекции и попыталась выяснить, как призвать мотоциклистов к порядку.

Погода не помеха

На дворе довольно нелетная погода. Кажется, что в такой не летний холод все должны сидеть дома и пить чай, но нас успокаивают: кто-нибудь обязательно решит оседлать железного коня. Для иных любителей ветра в ушах этот самый ветер совсем не помеха. На поиски отправляемся сверхполным составом: в качестве негласного контроля — авто без опознавательных знаков, в качестве явного устрашения — два сотрудника на мотоциклах BMW. Инспекторы ДПС Александр Кондриков и Александр Шульга на двухколесном транспорте патрулируют с 2017 года. Так нарушители от возмездия не уйдут. Это от машины легко можно оторваться между рядами или свернув во дворы. Теперь же маневренность у обеих сторон наравне.

Профессионалы не соврали. Первый любитель транспорта посвободнее встретился уже через пять минут после начала рейда. На площади Ленина синяя «Ямаха» вежливо притормозила перед пешеходным переходом, когда её с двух сторон окружили стражи правопорядка. Водитель испуганно закрутил головой и послушно съехал на обочину.

Через площадь Ленина мотоциклисты проезжают с завидной регулярностью

Документы инспектору мотоциклист Олег Боримский отдавал со вздохом. Александр Кондриков, изучив вопрос, пояснил для нас:

— Управлял транспортным средством, не имея допуска к участию в дорожном движении. В течение года повторно.

— В первый раз — на машине! — восстанавливает справедливость Олег.

Но от административной ответственности не скрыться. С двумя базовыми гомельчанину придется расстаться. Олег третий сезон на мотоцикле. Есть и машина, но свободу двухколесного транспорта ничто не заменит, осталось только привести его в надлежащее состояние:

— Готовлю к техосмотру, но то одно ломается, то другое… Осталось-то, в принципе, только фару откорректировать.

Насчет плохой репутации мотоциклистов у Олега мнение двоякое. С одной стороны, считает он, водителям авто нужно уважительнее относиться к мотоколлегам:

— Когда сам сел на мотоцикл, стал внимательнее: по зеркалам смотрю, пропускаю.

В опасной ситуации может не спасти и шлем

В памяти многих автолюбителей ещё свежо июльское ДТП в Светлогорском районе. 31-летняя женщина на «Пежо» не уступила дорогу мотоциклу «Хорс». От удара оба транспортных средства загорелись. Мотоциклист скончался, пассажир, его супруга, попала в больницу.

«Купи я мотоцикл в 20 лет, разбился бы»

Но, с другой стороны, к мотоциклу допустить можно далеко не каждого, уверен Олег.

— Так как я сам водитель авто с нормальным стажем, то понимаю, где можно нажать, где нельзя. Из любого выезда с прилегающей территории может выскочить да хоть собака, мячик, не то что человек, а это не четыре колеса, быстро не остановишься. Скажу честно: купи я мотоцикл в 20 лет, давно бы разбился. В 33 мозги уже были в голове.

У остановленного инспекторами 56-летнего Владимира Черфаса опыта ещё больше, на мотоцикле гоняет с молодости:

— Мотоцикл не средство передвижения, а состояние души!

Но контролировать душевные порывы способен не каждый водитель. И не на каждом байке.

— Мой мотоцикл кроссовый, за городом по бездорожью проехать. А вот современные японские мотоциклы не предусматривают спокойной езды. Скорость — это ведь как наркотик. Когда ваша техника позволяет вам за четыре секунды разогнаться до ста километров, легко ли будет сдержаться? Это я могу понять ответственность за жизнь других людей, а в 18—20 лет это ли волнует человека?

Любая потертость на шине может стать причиной ДТП

— Так в 20 лет не стоит мотоцикл в руки давать? — интересуюсь я.

— Если уж по уму, то, наверное, стоит ограничивать кубатуру. До 400 кубов — до 22 лет, до 1000 — лет до 26. А уж выше кубатуру давать в руки людям постарше, у кого голова на плечах.

Возрастное правило, понятное дело, абсолютным показателем быть не может. Но вот только к Владимиру у ГАИ не нашлось ни одной претензии. Тогда как инспектор отделения по агитации и пропаганде областного управления ГАИ Дарья Смоляк не скрывает — ДТП молодеют:

— В большинстве случаев в такие происшествия попадают именно те мотоциклисты, у кого недостаточно или вовсе отсутствует опыт. Яркий пример: 19 июня в Житковичском районе 17-летний парень без прав на мотоцикле «Минск» не справился с управлением, съехал в кювет и опрокинулся. При этом он не надел даже мотошлем, не говоря уже о том, что в момент ДТП был с признаками алкогольного опьянения. Итог — многочисленные травмы. И в этот же день именно многолетний стаж и опыт вождения помогли избежать серьезных последствий 50-летнему водителю «Хорс-156». Проезжая по Луначарского в Гомеле, он применил экстренное торможение, чтобы не столкнуться с двигавшимся впереди транспортом.

С инструктором — только на площадке

Делится Дарья Смоляк и полугодовыми цифрами по нарушителям:

— Было выявлено 2716 нарушений правил дорожного движения, допущенных водителями мототранспорта. За аналогичный период 2018-го их было 2531.

Больше полутысячи бесправников, 647 — без ТО или регистрации, 112 нарушителей за руль сели в пьяном виде, 61 — превысил скорость. Инспектор ДПС Александр Шульга не склонен перекладывать всю ответственность на молодость:

— Здесь больше зависит от того, насколько человек ответствен по жизни. Если изначально в голове пустота, то сложно ждать на дороге вдумчивости. Некоторых не перевоспитать даже штрафами. Что-то щелкает только, если — не дай бог! — случается ДТП.

К остановленному последним гордому владельцу «Кавасаки» Евгению Ермакову у инспекторов только один вопрос:

— Что у вас с колесом?

— В порядке, а что?

— А вы откатите на обочину, посмотрите.

На шине потертости и трещины. Водитель не согласен: недавно проходил техосмотр, претензий не было. Но Александр Шульга непреклонен:

— Всё в порядке до первого инцидента…

В ГАИ уверены: воспитывать будущих мотолюбителей надо с младых ногтей. Потому раз в квартал сотрудники бывают в каждой школе региона. Профилактические беседы, яркие примеры происшествий. А несколько лет назад большой популярностью пользовалась своеобразная шоковая терапия — экскурсия к останкам пострадавших в ДТП машин. От груды железа, смятой, как картон, под большим впечатлением оставались и стар и млад. Побольше работать стараются и с родителями. Впечатленный отец должен вложить в голову чаду максимальное уважение к дороге.

Изучение сводок ДТП — постоянная практика для мотоинструктора автошколы «Лидер» Игната Плотницкого:

— Я считаю, у тех людей, которые идут в автошколу, вероятность ДТП намного ниже. Они более ответственно подходят к процессу, плюс мы стараемся объяснять, что они еще не опытные мотоциклисты, а начинающие водители и до полноценной езды далеко.

В автошколах, не скрывает инструктор, учат больше, как сдать экзамен в ГАИ. Специфика транспорта такова, что в город с наставником не выедешь, дополнительного набора педалей, как в учебной машине, здесь нет. Остается отрабатывать на площадке элементы и снабжать знаниями об экстренном торможении. Дорожные нюансы объясняются на пальцах.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.

Метки: