Юля Саватеева – не просто эффектная блондинка на байке. Она человек, который знает, о чём говорит и рассказывает свою историю первой девочки-байкера в Светлогорске весьма нетривиально.

– Как ты стала байкером?

–Чтоб вы понимали, я была прям девочка-девочка. Ходила всегда на каблуках, в платьях, с сумочкой в руках и не знала, что такое байкфэст, смазка цепи и карбы. Никогда бы не подумала, что стану девушкой на байке, в кожаных штанах и свободой в душе.

Моя мотожизнь началась в лет 20 с покатушек на спортбайке во дворе с друзьями. Уже после первой поездки меня как загипнотизировало, и я поняла, что этот способ перемещения в пространстве определенно для меня. Внутренний голос кричал: «Хочу ездить на мотоцикле!» Этим и решила поделиться с родителями.  Конечно, радости у них это не вызвало, но я загорелась идеей научиться ездить и купить свой мот. И дальше почти вся моя история — какое-то сплошное стечение обстоятельств. У меня стремительно появились друзья-мотоциклисты, я попала в некую своеобразную среду обитания, которая была для меня абсолютна нова, где всех объединяла одна стихия, один интерес. Мое новое хобби позволило мне расширить круг знакомств, начать общаться с людьми различных возрастов, социальных слоев, которых объединяет одно — это любовь к мотоциклу.

Потом, как только у меня сложилось комбо «деньги, возможность и время», я пошла в мотошколу. Обучение далось на удивление легко, и на права я сдала с первого раза. Хотя здесь нужно уточнить: сначала сдать на права я пыталась в Светлогорске, но у мамы были связи, и так как она была против этой затеи, меня, можно сказать, выперли.

– Какой у тебя байк и как он у тебя появился?

– С выбором мотоцикла все было сложно, долго не могла понять, чего именно просит душа. Я успела попробовать мотоциклы различных классов и кубатуры — как на площадке, так и у своих друзей. И сердце все же екнуло при виде одного: стрит-версии, без пластика и небольшого объема. Это был SUZUKI SV 650 NAKED («раздетый»). Родным об этом сказала, только после покупки и была приятно удивлена, что никто ни на секунду не усомнился в моих навыках.

– Для меня езда на мотоцикле — это страшная и опасная штука. А что это для тебя?

– Сначала было довольно страшно ездить по большим проспектам, маневрировать между автомобилями в пробках. Но катаясь каждый день — на работу, по делам, на встречи с друзьями, я настолько привыкла к сумасшедшему ритму города, что начала чувствовать мотоцикл и сам город в целом.

Я признаю и понимаю риск, которому подвергаю себя, садясь за руль, — это мой осознанный выбор. Но ничто не сравнится с чувством свободы, которое ощущаешь, пролетая по ночному, безлюдному городу в отсутствии машин.

– Читаю на байкерских форумах: «Байк для байкера — Бог, друг, товарищ и брат». Это так?

– Моя любовь к технике, видимо, будет вечно. Не описать словами, как внутри все переворачивается при одном упоминании этих коней. Этот трепет, когда ты вставляешь ключ в стартер. Садишься и больше не думаешь вообще ни о чем: только ты, мот и дорога. Я, наверное, всегда буду к ним трепетна. Они — друзья, а не кусок железа.

– Трюки на мотоциклах когда-нибудь пробовала выполнять? 

– С тех пор как я овладела навыками вождения мотоцикла, у меня конечно же возникали мысли повысить свое мастерство и попробовать себя в СТАНТе (стантрайдинг – трюки на мотоциклах, прим. ред.), но для этого нужны определенные средства, а также мотоцикл больший по кубатуре и мощности. Поэтому пришлось оставить это в долгосрочную перспективу.

– Некоторые утверждают, что девушки — водители авто — более аккуратны, чем мужчины. Как с этим у девушек-байкеров? Твоё мнение. 

– У меня стаж вождения авто 9 лет, мото — 2 года. За все это время я наблюдала разное отношение к девушкам-водителям: будь то автомобиль или мотоцикл. Оно было и хорошее, и плохое, порой агрессивное. Никуда не делись стереотипы типа «женщины водят хуже», «это обезьяны с гранатой» и так далее. Я считаю, что водитель — это призвание, своего рода навыки от природы.

Ещё в мотошколе инструктор говорил, что дорога — это место повышенной опасности. Так что тут нет большой разницы — на авто ты едешь или на мотоцикле. Выезжая на любом транспортном средстве, мы осознанно идем на этот риск и несем ответственность за собственные действия. Причем гендерный признак не имеет никакого значения, слабоумием на дорогах блистают в полной мере и мужчины, и женщины.

По-моему, мотоциклетное общество в лучшую сторону отличается от автомобильного. Внимание мотоциклиста сосредоточено на движении, ему нужно предугадывать действия окружающих автомобилей, так что мотоциклист замечает в разы больше чем рядовой автомобилист. Показательный пример дружного мотосообщества — это привычка здороваться со всеми проезжающими навстречу мотоциклистами. Если ты встал на обочине, чтобы просто размяться, кто-нибудь из байкеров обязательно притормозит и спросит, все ли в порядке. Мне кажется, это и есть проявление человечности.

– Сколько раз падала с байка?

– Вообще, полностью оценивать риски начинаешь только после первого падения: слетают розовые очки и перестаешь мнить себя неуязвимым гонщиком на крыльях ночи. Я падала несколько раз (да простит меня моя мама, она об этом не знала), и если б не отработавшая защита и пройденный курс контраварийного вождения, возможно, желание кататься на мото уже было бы далеко в прошлом.

– Ты знаешь много девушек-байкеров? Состоишь в каком-нибудь клубе? 

– Как-то с детства завелось, что с мальчишками мне всегда было намного проще находить общий язык, нежели с девчатами. И так получилось в жизни, что в основном друзья-байкеры — это парни. Но несмотря на это, девчонок я знаю немало. С некоторыми общаемся и устраиваем мотопокатушки в юбках по Минску, раздавая чупа-чупсы автомобилистам. Пытаемся так поднять им настроение, они же вечно злые на нас. С подругой постоянно гоняем на байкерские фестивали, её тоже, кстати, Юля зовут.

Что касается байкерского клуба, то я нигде не состою. Я считаю, что клуб — это особая коалиция людей, со своими законами, порядками, статусами. Возможно я еще не доросла до этого, а возможно и не дорасту, так как считаю себя обычной мотоциклисткой.

– Если позволишь, задам вопросы материального плана. Сколько стоит твой байк? Во сколько обходится его обслуживание? 

– Мне скрывать абсолютно нечего. Стоимость моего SUZUKI SV 650 2000г — 1850$. Он у меня бюджетного варианта, так как на момент покупки я не располагала большими средствами. Понимала, что обслуживание ляжет полностью на мои плечи. Подготовка к сезону — это всегда момент предвкушения. Покупка новой резины, новых тормозных колодок, новой цепи, звезд, воздушного и масленого фильтров, замена масла и свечей — это как обновить гардероб для девушки. Весьма увлекательное и затратное дело, которое тянет примерно 600-700$, не говоря о том, что «кушать» он хочет часто, поэтому это нужно тоже учитывать.

– Для меня девушка-байкер — это косуха, дудочки из кожи, массивная обувь, украшения с шипами. Ты такая?

– Всё же я приверженец экипа: мотокуртка, штаны, перчатки, мотоботы. Это не просто визуальный и защитный элемент, это часть ритуала облачения. Это откровение. Наподобие средневековых доспехов, он становится не только защитой физическому телу, но и плотно скрывает материю души. Это в первую очередь безопасно. Но от части — да, я девочка из вашего представления. Все мы не без греха. Поэтому иногда я все же позволяю себе косуху, байку, черные рваные джинсы и кроссовки.

– А кто круче — девушка-байкер или девушка байкера?

– Отмечу, что с парнями-«немотоциклистами» у меня не ладилось, потому что рано или поздно все они пытались снять меня с мотоцикла. Так рассталась с парнем, который мне всегда твердил: «ты никогда не купишь себе мотоцикл». А я рванула в Минск. Нашла работу официанткой. Заработала денег и пошла учиться в мотошколу. Это сначала мотоцикл был хобби, а теперь он занимает огромную часть моей жизни.

По мне, иметь титул «девушка-байкер» намного круче. Ты едешь, довольная собой, по городу на чумовом аппарате и на ваш гармоничный тандем (мой муж, к счастью, тоже мотоциклист) все оборачивают головы. Как правило, я собираю улыбки и хвалебные отзывы, это безусловно приятно. Парни довольно часто пытаются со мной познакомиться, но мне хочется списать их внимание на мою личную харизму, а не на наличие мотоцикла. Хотя отрицать, что байк способствует повышенному интересу, конечно, не буду.

– Как близкие относятся к твоему увлечению?

– Категорически против моего увлечения мотоциклами были только родители. Но либо врожденный дар убеждения, либо чересчур довольное лицо после катания в итоге склонили их в мою сторону. Папа мне однажды сказал: «Я не запрещаю. Я переживаю за тебя! Будь осторожна!» С этими словами я сажусь каждый раз за руль. Они, как оберег. Я понимаю, что меня ждут дома и я всегда должна быть осторожна.

После того, как я села на мотоцикл, большинство моих знакомых сказали, что я сумасшедшая, только немного другими словами.

Пару раз я слышала в свой адрес: «Ты же девочка!» Но это гендерное разделение, по-моему, уже уходит в прошлое. На упреки со стороны я вообще не обращаю внимания, это моя жизнь и я не должна никому ничего доказывать.

– Байк твоей мечты?

– Ох, моя мечта — это черный спорт-байк, модель HONDA RR, объемом в 1000 кубиков (на заглавном фото — прим.ред.) Это тот самолет, на котором я хочу покорять горизонты, открывать новые места и просто наслаждаться жизнью.

P.S. Мне очень приятно рассказать свою историю, ведь я мечтала быть первой девочкой на мотоцикле в нашем городе! И я стала! Может, где-то в школе учится девчонка, которой не хватает смелости сесть на байк, но есть такая мечта. Вот прочитает и решится!