В Гомеле автобус сбил женщину. Разбор ситуации со "звёздочкой", в которой так или иначе окажется любой водитель

В Гомеле автобус сбил женщину. Разбор ситуации со “звёздочкой”, в которой так или иначе окажется любой водитель

20.12.2022 в 19:57

Основной вопрос, который возникнет при анализе сегодняшнего ДТП, особо резонансного на фоне недавних наездов на других пешеходов в Гомеле, можно сформулировать так. Что делать водителю, который движется прямо, въехал на перекрёсток, но при выезде с него загорелся красный, а дорогу уже начали переходить пешеходы? Давайте разбираться, благо, опубликовано видео, где все нюансы можно рассмотреть поэтапно.

Итак, что произошло. Официальная информация: 20 декабря примерно в 7:50 42‑летний водитель автобуса “МАЗ”, двигаясь от остановки “Цирк” по улице Советской г. Гомеля, на регулируемом пешеходном переходе не предоставил преимущество и совершил наезд на 82‑летнюю женщину-пешехода, пересекающую проезжую часть на разрешающий зеленый сигнал светофора. К счастью, в результате ДТП пешеход не получила серьёзных травм.

Обратите внимание на формулировку ГАИ о том, что конкретно нарушил водитель автобуса. Не предоставил преимущество. В этом смысл и суть. Эффектное затемнение кадра с выделением работы светофора в момент заезда на перекрёсток в данном случае не имеет особого значения и даже может ввести в заблуждение. Поясним.

Этап первый. Водитель отъезжает от остановки и движется в направлении перекрёстка. Горит зелёный сигнал светофора. Когда автобус подъезжает к первому на пути пешеходному переходу, загорается мигающий зелёный. Он разрешает дальнейшее движение и одновременно информирует о том, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал.

Этап второй. При въезде на сам перекрёсток загорается жёлтый. Особо отметим, водитель уже проехал стоп-линию и пешеходный переход. Обратимся к ПДД, пункту 39.3. Желтый сигнал предупреждает о предстоящей смене сигналов и запрещает движение, кроме случаев, указанных в подпунктах 50.1, 50.2 пункта 50 и пункте 106 настоящих Правил.

50.1. водителям, которые не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в местах, определенных пунктами 48 и 49 настоящих Правил, разрешается дальнейшее движение;

106. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигнала светофора на выходе с перекрестка, при этом он обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо. Если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеется дорожный знак «Стоп-линия» (линия горизонтальной дорожной разметки 1.12), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

Таким образом, водитель автобуса действует строго в соответствии с ПДД, нарушений пока нет. Он должен выехать с перекрёстка, руководствуясь пунктами Правил, изложенными выше. Другие водители должны эту возможность ему обеспечить:

107. При включении разрешающего сигнала светофора водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и предоставить преимущество пешеходам, не закончившим переход проезжей части дороги.

Этап третий, решающий. А вот у пешеходов такой обязанности нет. Загорелся зелёный “пешеходный” – можешь идти. ПДД гарантируют правоту пешехода, но не его безопасность.

Единственное условие содержится в п. 17.2. Переходить (пересекать) проезжую часть дороги по подземному, надземному, наземному пешеходным переходам, а при их отсутствии в пределах видимости, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен, — на перекрестке по линии тротуаров или обочин.

Как должен был поступить водитель автобуса в данной ситуации? Остановиться перед вторым пешеходным переходом и пропустить женщину. Сигналят автомобилисты справа, потому что хвост автобуса всё ещё на перекрёстке? Их проблемы. У водителя автобуса есть право завершить проезд перекрёстка вне зависимости от сигналов светофора. При этом он должен предоставить преимущество пешеходу, который переходит дорогу на свой зелёный.

Метки: