«Нужно было экстренно тормозить, а потом маневрировать». Разбор аварийной ситуации на гомельской трассе

«Нужно было экстренно тормозить, а потом маневрировать». Разбор аварийной ситуации на гомельской трассе

01.03.2020 в 22:05
Андрей Журов, Onliner, фото: Александр Ружечка, видео: Игорь Деменков

Говорят, вспышка коронавируса может перерасти в пандемию, поскольку люди в последние годы стали гораздо больше перемещаться. Как бы то ни было, на междугородных трассах в Беларуси трафик тоже вырос, и не редки случаи аварийных ситуаций и ДТП. Одно из таких происшествий попало в объектив регистратора и вызвало немалый резонанс: на дороге Минск — Гомель девушку Нику на Nissan вытеснил водитель грузовика. Всё закончилось благополучно лишь по счастливой случайности. Многих интересовало, почему так повёл себя профессиональный шофёр? Версии и предположения — в сегодняшнем выпуске «Разборов…».

Что произошло?

Девушка за рулем Nissan Almera двигалась по гомельской трассе неделю назад, 22 февраля. В районе деревни Веселое (Пуховичский район) произошли события, которые имели все шансы стать грустными.

Когда автор видео попыталась опередить грузовик, тот внезапно стал перестраиваться в крайний левый ряд, вынудив водителя легковушки взять левее. Колеса седана оказались на разделительной полосе, и произошел занос.

В результате Nissan развернуло, он оказался на встречной полосе. Машина остановилась лишь на обочине. А большегруз продолжил движение даже не притормозив, сообщила автор ролика.

— Хорошо, что не произошло опрокидывания и столкновения с другими автомобилями. В кадр попали действия водителя белого микроавтобуса, который двигался навстречу и успел съехать на обочину, — замечает Юрий Краснов, который предлагает детально разобрать эту аварийную ситуацию.

«Как будто нарочно выбрал самый неудобный момент»

Ролик начинается задолго до происшествия, что позволяет сделать выводы о манере вождения автора видео. Водитель Nissan движется равномерно, без резких маневров и предсказуемо.

— Смотрите, в крайнюю левую полосу она перестроилась заблаговременно и успела благополучно опередить две машины, — комментирует ведущий рубрики. — После этого автор ролика довольно долго нагоняла грузовик, который впоследствии и стал ее теснить. Если бы его водитель хотя бы периодически поглядывал в зеркала заднего вида, то наверняка бы увидел Nissan.

Получается, он не знал, что сзади приближается легковой автомобиль? Но как так вышло?

Недоумение у Юрия Краснова вызывает момент, выбранный шофером большегруза для перестроения: «Он как будто нарочно тянул до самой последней секунды и решил сменить полосу, когда почти въехал в передний грузовик».

Возникло предположение, что передний грузовик стал снижать скорость из-за некой ситуации: пешеход, препятствие в полосе, просто нужно было остановиться и т. д. Но, пересмотрев видео, мы убедились: ничего об этом не говорит. Более того, в конце ролика видно, что оба большегруза проследовали в том же направлении.

— Девушка пыталась бороться с ситуацией, взяла левее, — анализирует видео ведущий «Разборов…». — Но, начав крутить рулем, разболтала машину, и далее ситуация окончательно вышла из-под контроля.

«Нужно было резко тормозить, а потом маневрировать. На видео произошло наоборот»

Когда стала развиваться аварийная ситуация, отказаться от маневра девушке на Nissan было уже сложно. По словам Ники, она ехала со скоростью 100—105 км/ч (если ориентироваться на показания спидометра). Возможных вариантов по активному исправлению ситуации было, по сути, два: резко ускоряться или сильно тормозить.

— На мой взгляд, следовало применить экстренное торможение, — считает Юрий Краснов. — Однако многие автомобилисты боятся резко выжимать педаль на скорости, опасаясь заноса. Но поверьте, ничего страшного в этом нет. Более того, после интенсивного снижения скорости проще маневрировать, уходя от столкновения.

Ведущий рубрики решает продемонстрировать, как действовал бы в этой ситуации, находясь за рулем Nissan. На закрытой площадке он разгоняется до 60 км/ч, а потом тормозит в пол и выполняет т. н. переставку.

— Когда сразу сбрасываешь скорость, а потом маневрируешь, то легче исправить ситуацию. Если же действовать наоборот — машина пойдет по дуге, что и произошло в итоге, — говорит Юрий Краснов. — На разделительной полосе была грязь, и это тоже повлияло на развитие ситуации.

По его мнению, при благоприятном сценарии грузовик мог уйти резко вперед. А для водителя легковушки оставалась бы возможность выехать на разделительную полосу и не потерять контроль.

— Конечно, если у тебя один раз за весь водительский стаж происходит такая ситуация, то не факт, что ты с ней справишься, — признает ведущий «Разборов…». — Чтобы действовать четко и быстро, нужно иметь длительный опыт тренировок и определенную уверенность.

«Возможно, водитель прозевал момент…»

К разговору присоединяется инструктор Минского государственного автомеханического колледжа. Стаж вождения мужчины исчисляется с 1976 года. Николай Иванович ездит на транспортных средствах всех категорий и обучил не одну сотню курсантов.

Анализируя ролик, он с ходу высказывает предположение, что причиной могла стать усталость шофера:

— Смотрите, грузовик изменил направление движения. Почему? Возможно, водитель прозевал момент, а когда услышал звуковой сигнал, поданный Nissan, что-то предпринимать было уже поздно. В пользу этой версии говорит также то, что грузовик чуть было не въехал в переднее транспортное средство.

Иногда в дальней дороге у водителя от усталости случается провал, пробел в несколько секунд, когда сознание отключается. Чтобы этого не произошло, нужно при первых признаках утомления остановиться и отдохнуть.

А вот версию о том, что Nissan оказался в мертвой зоне, опытный инструктор отметает сразу: «Слева у грузовика установлены два зеркала. По нижнему можно отслеживать обстановку в районе переднего колеса, то есть мертвые зоны в данном случае в принципе исключены».

— А если бы водитель грузовика резко затормозил? У него мог бы сложиться прицеп? — спрашивает Юрий Краснов.

— В сложных погодных условиях и при превышении скорости да, но в рассматриваемой ситуации такой риск был минимален, — считает инструктор. — Судя по имеющимся у нас данным, он мог двигаться со скоростью 85—90 км/ч. При этом скоростном режиме на сухом асфальте исправное транспортное средство занести не должно.

Наш собеседник также высказывает сожаление о снижающемся уровне подготовки водителей грузовиков. По его словам, вполне реальна ситуация, когда вчерашний курсант, едва получивший обычные водительские права, приходит на курсы по подготовке на категорию С, а потом и СЕ.

Не исключено, что за рулем большегрузов оказываются люди, не имеющие реального водительского опыта даже на легковом автомобиле.

«В комментариях все благородные, но в реальной ситуации никто не остановился…»

Самое удручающее в этой ситуации то, что, по словам водителя Nissan, после случившегося никто не остановился — ни виновник аварийной ситуации, ни водитель второго грузовика, ни автомобилисты, ехавшие навстречу.

— В комментариях обычно пишут: я бы дал валидол, сделал чаю, помыл машину и т. д., — цитирует типичные фразы читателей ведущий рубрики. — В реальности же слова расходятся с делом. Это говорит о черствости наших сердец…

У инструктора на этот счет также имеется предположение:

— Понятно, что водитель грузовика испугался. Но это может свидетельствовать, что за рулем был молодой человек. Шофер старой школы так бы не поступил, я не верю.


— Здорово, что на автомобили устанавливают все более совершенные системы активной и пассивной безопасности, — резюмирует Юрий Краснов. — Важно, чтобы они появлялись в первую очередь на грузовиках и автобусах. Когда датчик подает сигнал или система не дает перестроиться, это чрезвычайно эффективно и позволяет минимизировать риск человеческой ошибки.

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Обсуждение