Бывшие сигаретные контрабандисты рассказали, как возили сигареты в Европу и сколько на этом зарабатывали

29.06.2018 в 23:06

То, что белорусские сигареты можно купить чуть ли не во всех странах Западной Европы, — секрет Полишинеля. Но как они туда попадают? Как стали лидером среди контрабандных товаров? И сколько сегодня может заработать обычный контрабандист?

Hrodna.life опубликовал откровения теперь уже бывших контрабандистов Олега, Максима и Янека, которые хорошо помнят, как развивался контрабандный бизнес на границе.

Сигареты не сразу стали основным приграничным товаром. В1990-х из Беларуси в Польшу чаще всего возили спирт, а к нему самые разные товары: лопаты, резиновые сапоги, золото с серебром и медь с алюминием. Оттуда возили, например, яблоки. А вот белорусские сигареты тогда еще не имели за рубежом такой бешеной популярности.

Но конъюнктура меняется. Так, на смену спирту и металлам пришли сигареты и топливо. А товары уже везут не в Польшу, а наоборот.

До 2010-2011 годов получить долгосрочную визу было сложно. Только появление визы «за покупками» значительно упростило дело. Ранее те, кто не имел родственников в Польше, могли заплатить за визу «под ключ» даже 300-500 евро. Олег говорит, что эти деньги можно было быстро отработать. Штрафы были не такие большие, как сейчас, а проехать границу было проще.

Хотя сигареты в ЕС из Беларуси попадают разными путями, автомобильный путь для рядовых граждан Олег считает самым популярным, но не самым большим по количеству.

Чтобы не рисковать автомобилем, большинство контрабандистов возили не более «нормы»: не 2 пачки, как сегодня, и не 10, как можно было раньше, а столько, чтобы не превысить норму, после которой помимо штрафа изымают автомобиль. Раньше это было 50 блоков, или один короб, потом стало 40 блоков.

Максимум, который можно было заработать с одного блока сигарет, — 15 долларов, по крайней мере на памяти Олега. Это был непродолжительный период, когда в Беларуси сильно просел курс рубля. Так, возив по 40 блоков, с одной успешной поездки можно было заработать 500 долларов.

Такой период длился несколько месяцев, часть его выпала на времена ограничения поездок раз в 5 дней. Самый большой штраф за такое количество сигарет тогда составлял около 1000 долларов. Обычно, по словам Олега, заработок была меньше — 7-10 долларов с блока.

Не попадаться на штрафы невозможно. Разве что, если ты начинающий контрабандист и у тебя чистая биография, тебя никто не знает, тогда можно некоторое время ездить безопасно. Но это лотерея. Кто-то может отработать год, кто-то — чуть больше, но можно попасть на штраф и с первого раза.

Те, кто работает на постоянной основе, к штрафам относятся как к уплате налогов. Иногда можно уйти в минус. Можно работать два-три месяца в плюс, а потом за один месяц заплатить два-три штрафа. Получится, что ничего не заработал.

Кроме трезвого расчета и хороших тайников большую роль играет случай. Кто-то успешно проезжает границу 5-10 раз в месяц в течение года и только 2-3 раза попадается. А кто-то чуть ли не весь год работает на штрафы и в итоге уходит из «бизнеса». Особенность в том, что действует нарастающий коэффициент: каждый следующий штраф больше предыдущего.

Сегодня кто-то возит 5-10 блоков, другие — 25-30, но уже более 40 берут немногие. Настолько загруженные машины называют «бомбами» — они точно подлежат конфискации. Но таких авто немного, уверяет Олег. Хорошо скрыть более 50 блоков (1 короб) в автомобиле, даже переделанном, очень сложно. Так рисковать могут только те, у кого есть «подушка безопасности».

Переделать автомобиль можно не только в Беларуси, но и в самой Польше. Но, по словам Олега, лучшие специалисты в этом — литовцы. Делают качественно, фантазия работает. Стоимость переделки может достигать 1500-2000 евро. Большинство, по словам Олега, справляется своими силами. «Кое-где сделают дополнительные дырки. Что-то урежут, выбросят шумоизоляцию или еще что. Но если машина попадет на сканер или будет работать опытная собака, никакие тайники не помогут».

Житель Гродно Максим в 2007-2008 годах работал водителем: загонял авто на «упаковку», где его упаковывали сигаретами. За это платили 25-30 долларов в зависимости от сложности работы. Потом надо было забрать автомобиль и в нужный день завезти сигареты в Польшу. За один рейс платили 30 долларов. Если машина попадала на штраф, все расходы брал на себя собственник. 

На «фирме», где работал Максим, «директор» открывал визы своим водителем. А позже распродал все машины, свернул дело и наладил в Гродно легальный бизнес. Максим знает немало примеров, когда сегодняшние бизнесмены зарабатывали стартовый капитал на контрабанде.

Как сигареты доезжают до Англии и Испании, рассказал Янек, бывший контрабандист из Белостока.

Далее в Западную Европу едет большинство сигарет из Беларуси, Украины и России. Те, кто возит более 5-10 блоков, продают их оптовикам, а те уже или сами везут дальше вглубь Европы, или опять же по оптовым ценам перепродают тем, кто везет. Такой посредник при перепродаже зарабатывает 1-2 доллара с блока.

Сам Ян несколько лет возил сигареты из Беларуси. «Мой друг работал таможенником, поэтому я всегда имел информацию, когда лучше ехать, а когда лучше задержаться в Беларуси и подождать». Однажды, чтобы дождаться «хорошей» смены, пришлось задержаться в Гродно более суток.

В таком ритме Янек работал около трех лет, пока не попал в руки белорусских таможенников. На родину пришлось возвращаться пешком. Зато среднемесячная заработная плата в тот период составляла 1500-2000 долларов.

Ян утверждает, что очереди на белорусско-польской границе в будние дни бывают, только если на польской стороне работает более-менее «хорошая» смена. Если смена «плохая», да еще работают «черные» [таможенники] с собакой, очередей не будет. Тогда едут или новички, или те, кто контрабандой не занимается.

Иногда цены сигарет на черном рынке падали из-за перенасыщенности рынка. Если через какую-то границу, неважно, польскую или литовскую, успешно проезжало 5-10 фур с сигаретами или железнодорожный состав, цены начинали падать. Людей, работающих с такими серьезными объемами, Янек не знает. Говорит только, что и в Польше, и в Литве есть места, где можно оптом приобрести контрабандные сигареты в коробах. Это как раз тот товар, который ехал в фурах или поездах.

После фиаско на белорусско-польской границе Ян не пожелал завершать «карьеру», но решил сменить направление. Он приобрел другой автомобиль и переделал его в Польше за 9000 злотых, или более 2000 евро. На нем планировал возить сигареты из Польши в Англию, но уже при первой попытке его задержали…

Янек объясняет, что Англия — самое популярное направление, так как здесь можно заработать больше всего. Так, в 2016 году Би-би-си сообщала, что в Великобританию попадает 12% всех контрабандных сигарет из Беларуси.

Для белорусских контрабандистов перевоз сигарет через границу обычно является последним шагом, дальше сигареты везут поляки или литовцы. И хотя границ в Евросоюзе нет, этот путь непростой. Так, в окрестностях Августова польские пограничники и таможенники регулярно останавливают литовские бусы, полные сигарет. На дорогах Подляшья также нередко останавливают легковые авто местных жителей с багажниками, полными сигарет без польских акцизов. Обычно после проверки в гаражах и домах этих людей находят большие партии товара.

Обсуждение

Загрузка...