"Это просто "трэш". Водитель из Гомельской области недоволен возмещением ущерба по страховке

“Это просто “трэш”. Водитель из Гомельской области недоволен возмещением ущерба по страховке

27.10.2022 в 13:06

В редакцию “Автобизнеса” обратился читатель Геннадий из Мозыря, который не так давно попал в аварию и был признан потерпевшим. Повреждения автомобиля значительные, поэтому вся надежда была на выплату страхового возмещения, благо страховка у участников ДТП была оформлена своевременно. Но теперь с возмещением ущерба не все так просто.

По словам Геннадия, виновник аварии не предоставил ему преимущество при движении по кольцу, он выезжал с прилегающей территории на круговой перекресток возле автовокзала.

“Страховка – обычная “автогражданка”, – говорит читатель. – Написал заявление на выплату страхового возмещения, после чего был назначен осмотр поврежденного автомобиля. Затем пришлось проводить повторный осмотр скрытых повреждений, увы, без них не обошлось”.

Дальше, по его словам, началось самое интересное:

“Это просто “трэш”, я бы сказал. Мне звонят из страховой компании и говорят, что заключение оценщика готово, можно забрать документы с расчетом суммы выплаты и затем деньги будут перечислены мне в банк. При беглом осмотре цен я был повергнут в шок!

Исходя из памятки, полученной от специалистов страховщика, расчет стоимости, применительно к бывшим в употреблении запчастям, производится по базе данных. Из каких-то источников берется информация, которую с реальностью никто не сравнивал, как я полагаю. Допустим, поиск декоративной решетки правой “противотуманки” Audi Q5 выдает запчасть не только на мой кроссовер, но и на массу других моделей Audi, где цены варьируются, грубо говоря, от 10 до 200 рублей. Предложение по решетке для моего автомобиля всего одно – 160 рублей, и я даже боюсь предположить, сколько стоит оригинальная запчасть у официального дилера, если при ремонте использовать новые детали.

Программа не учитывает реальные предложения и конкретные ссылки, а также техническое состояние запчастей, предлагаемых на продажу. Большинство “бэушных” запчастей – в ломаном виде или некомплектные. Этот нюанс в базе данных не отслеживается, а цена отличается в меньшую сторону от реальных цен, не говоря уже про стоимость новой оригинальной запчасти”.

Геннадий решил купить “бэушные” запчасти и предъявить документы на них, однако в страховой ему ответили, что только автосервис или ИП имеют право предоставить пакет документов на пересчет суммы выплаты.

“Вся эта катавасия началась с внесением изменений от 11 августа 2022 года в какой-то документ, регулирующий расчет стоимости ремонта при ДТП. До этого суммы выплаты более-менее хватало на восстановительный ремонт. У меня крик души: мне повредили авто в ДТП, и теперь в лучшем случае хватит только на половину или вообще на треть затрат! Что мне делать? Ремонтировать за свой счет?”

Стоимость ремонта – новые запчасти

В соответствии с положением о страховой деятельности в Республике Беларусь (указ №530) размер возмещения определяется стоимостью ремонта на день наступления страхового случая за вычетом стоимости обновления без учета НДС. Под стоимостью обновления понимается разница между стоимостью новых деталей и стоимостью деталей за вычетом износа при замене поврежденных деталей на новые.

Получается, что полную стоимость запчастей вам страховая компания не возместит, только с учетом износа. Как вернуть остальные расходы, мы расскажем чуть ниже.

Если использовать “бэушку”

Автолюбитель в своем рассказе правильно сослался на “какой-то документ” от 22 августа 2022 года, регулирующий новые правила расчета при использовании бывших в употреблении запчастей. Речь идет о приказе Белорусского бюро по транспортному страхованию №32-ОД от 11 августа 2022 года “Об изменении приказа Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14 сентября 2004 г. №30-ОД”.

Раньше как было? Купил “бэушку” для ремонта, и тебе возмещали затраты на нее. А теперь вот так:

“… если стоимость использованной при данном ремонте части, находившейся в употреблении или бывшей в эксплуатации, превышает стоимость идентичной (аналогичной) новой части, содержащейся в базе данных программного обеспечения, то при расчете стоимости ремонта, определенного на основании расчета, стоимость замененной части определяется как стоимость идентичной (аналогичной) новой части, содержащейся в базе данных программного обеспечения по ремонту ТС, за вычетом стоимости обновления с учетом НДС”.

Проще говоря, есть некая база данных, из которой оценщик черпает сведения о стоимости запчастей. При этом нужно понимать, что еще отнимается НДС. Наши читатели неоднократно обращались в редакцию с вопросом “откуда они такие цены берут?”, имея в виду дешевизну при определении стоимости страховых выплат, которых в жизненных реалиях не найти в свободном обороте.

Было два выхода – стал один

Наверняка страховая компания предлагала Геннадию выбор между ремонтом на рекомендованной СТО и выплатой компенсации. В первом варианте в случае необходимости станция обращалась бы к страховой по вопросу мотивированного пересчета первоначальных начислений. А так как наш читатель выбрал самостоятельный ремонт, теперь ему придется действовать следующим образом.

Как следует из Гражданского кодекса, вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, которое этот вред причинило (ст. 933 ГК “Общие основания ответственности за причинение вреда”).

Далее и из указа №530 (Положение о страховании), и из постановления пленума Верховного суда Беларуси №9 “О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами” следует, что если страхового возмещения для полного ремонта машины не хватает, то разницу между страховой выплатой и фактическим ущербом возмещает виновник аварии (ст. 941 ГК “Возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность”).

Если же виновник аварии не согласится добровольно компенсировать расходы по ремонту автомобиля потерпевшего, то придется возмещать ущерб через суд. Поэтому на любой стадии после аварии собираем чеки, подтверждающие расходы, а дальше уже суд высчитает сумму, подлежащую выплате.