В начале года Артем помогал сестре купить автомобиль. Для этого он обратился к автоподборщику, тот нашел неплохой вариант – сестра осталась довольна. Так Артем подошел к тому, чтобы сменить и свой автомобиль. Но все получилось не так гладко, как первый раз.
“На нем шмоток на два косаря, такой обманывать не может”
Читатель рассказывает, что в его семье был VW Touran 2008 г.в., а хотелось пересесть на что-то более интересное. Приглянулся BMW X5 E70 за 17.000$. Белый цвет, светлый салон, мощный мотор. Собственник, указанный в объявлении, по телефону рассказал, что машина из Германии, аварий не было, в его руках кроссовер уже более 12 лет.
Тут-то Артем и вспомнил про автоподборщика Евгения, который помогал найти машину для сестры. Деньги перечислены на карту – и вперед, проверять автомобиль:
“Через некоторое время Евгений сообщил, что в BMW крашены некоторые элементы, на заднем крыле есть следы шпатлевки, но это ликвидировали глубокую царапину, а не удар, – вспоминает Артем. – Есть кое-какие ошибки по электронике, но все это мелочи для такой машины. Как сказал Евгений, было подозрение на “легкий лещик” в переднюю часть авто. ДТП если и было, то несильное, все детали на своих местах, оригинальные фары и крылья — BMW в целом “живой”. Евгений пообещал посмотреть авто на подъемнике и перезвонить”.
Дальнейший осмотр автоподборщиком выявил отсутствие “сажевика”, но Артем посчитал, что это к лучшему. Варились два диска, гофра на грани прогара, масло подтекает из-под клапанной крышки. Резонный вопрос – брать или нет?
“Машина сделана качественно, страшного ничего нет. Осмотр произведен досконально, лонжероны и рама в отличном состоянии, рекомендую к покупке. В таком состоянии машин в Беларуси мало, я бы и себе ее взял” – такое заключение дал автоподборщик, если верить Артему.
На следующий день покупатель с супругой приехал в Минск и на АЗС встретился с хозяином машины.
“Вполне себе спокойный и адекватный человек, подозрений не вызывал, по кварталу прокатились, рассказал, когда и какие “расходники” менял, много шутил и поздравил с покупкой. Сказал: если что, поможет с предполагаемым ремонтом, у него куча знакомых по таким машинам. Он кому-то позвонил по телефону, и через 20 минут приехала девушка, которая выписала счет-справку, а я рассчитался за машину. Автоподборщик Евгений при этом присутствовал и сказал: “На нем шмоток на два косаря, такой обманывать не может”.
Сам Артем из города Хойники, на следующий день после работы поехал на дачу. Посмотреть на покупку пришел сосед, который всю жизнь катается на “жигулях”. Он поздравил с приобретением, попросил открыть капот, чтобы посмотреть, какой двигатель у “зверя”, – и огорошил: “Слушай, да тут лонжерон гнилой и в гармошку, тебя “развели”.
Артем связался с автоподборщиком, потом с хозяином, описал им ситуацию, но они стали отнекиваться, мол, ДТП не было, недостатки осмотрены и оговорены. “Но при осмотре на СТО столько всего показали, что и говорить не хочется”, – расстраивается наш читатель. Евгений предложил пригнать машину к нему в автохаус, а он ее продаст.
“Этот вариант меня не устроил. В таком состоянии я не могу продать другому человеку машину, не указав на откровенные “косяки”, – признается Артем. – Меня совесть замучает. Отремонтирую, потом буду думать, что делать дальше. После была длительная переписка с автоподборщиком в Viber, телефонные разговоры, он пообещал участвовать в ремонте, но в итоге трубку перестал брать, как и отвечать на сообщения”.
Одна семья – одни руки
У автоподборщика из этой истории есть свой сайт, но мы нашли несколько настораживающих моментов. Если кто не знал, специалисты Управления оперативных мероприятий инспекции Министерства по налогам и сборам Беларуси ведут реестр потенциально неблагонадежный ресурсов, которые не соответствуют требованиям законодательства. Как вы уже могли догадаться, сайт автоподборщика в нем присутствует. По какой причине данный интернет-ресурс в этот реестр попал, тоже указано – выражение “потенциально неблагонадежный” говорит само за себя.
Но и это не все. В описании к объявлению указано, что BMW X5 пригнан из Германии в 2012 году, с тех пор в одной семье, а “в России не был даже проездом, безаварийное прошлое, обслуживание на сертифицированных сервисах, все работает до последней кнопочки, премиальная резина, множество приятных опций” – дальше можно не продолжать.
Однако в свидетельстве о регистрации указано, что предыдущий собственник до продажи владел машиной всего два месяца. Не настораживает? Да и российское прошлое автомобиля выяснить на самом деле было несложно, как и факт серьезного ДТП.
А у кого купил?
Договора с автоподборщиком нет совсем, только переписка в мессенджерах и следы перевода денег на карточку. Если и оказываются подобные услуги, то они должны соответствовать требованиям Закона РБ “О защите прав потребителей” (глава 4 “Защита прав потребителя при выполнении работ (услуг)”).
А каким образом в сделке появилась счет-справка, если хозяин машины рядом? В документе продавцом указывается какая-нибудь фирма или индивидуальный предприниматель, и такой вид оформления применим к автохаусам, но не к сделкам между физическими лицами. Это прямое нарушение указа №504 “О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств”, причем с обеих сторон. С кем теперь отношения выяснять, если продавцом указан не тот, кто фактически продавал? Напомним, что при сделках между физическими лицами годится только договор в письменной форме с регистрацией его в ГАИ.
А еще и закон о защите прав потребителей, и Гражданский кодекс предусматривают, что покупатель имеет право проверить качество товара. Для этого и существуют специализированные СТО. В нашей ситуации Артем поверил на слово, хотя заехать перед покупкой к мастерам было несложно.
Неужели так трудно было зайти на сайт ГАИ и посмотреть, какие документы нужно составлять при сделках с машинами? А по реестрам залогов проверить? Почему все отдается на откуп кому-то, кто проверил, посмотрел и “сам бы себе взял такую хорошую машину”? Когда речь идет о покупке автомобиля, нужно быть предельно осторожным и проверять все самому.
Да, услуги по автоподбору у нас распространены, там, без сомнения, работает множество ответственных специалистов, но это не говорит о том, что перепроверять не нужно. Возможностей для этого полно.
“Труп” после продажи
Недавно с Артемом связался еще один клиент автоподбора, который, по всей видимости, один и тот же, раз телефоны подборщиков совпадают.
Можно долго и упорно расписывать эту тему, обижаться и предъявлять претензии, но иногда мы сами создаем себе проблемы, которых при должном и ответственном подходе к делу не случилось бы. “Доверяй, но проверяй” – эта житейская истина как раз в тему.