Житель Гомельской области «по дружбе» оформил на себя чужой Volkswagen, а спустя 5 лет в дверь постучали приставы. Что делать?

Житель Гомельской области «по дружбе» оформил на себя чужой Volkswagen, а спустя 5 лет в дверь постучали приставы. Что делать?

28.01.2022 в 18:17
Вероника Сайко, av.by

Дружба дружбой, а денежки врозь, гласит народная мудрость. То же самое касается и автомобилей — теперь об этом знает и наш герой Александр из Добруша. Помните 2014 год? Российский рубль получил болезненный удар под дых и резко просел по отношению к доллару. Белорусы массово ринулись в РФ, чтобы пригнать машину (россияне продолжали оценивать авто в национальной валюте) и, чего кривить душой, выгодно перепродать в нашей стране. Среди смельчаков был Дмитрий — хороший знакомый сегодняшнего героя. Он уговорил Александра оформить на себя Volkswagen Touareg 2003 г. в., пообещав за это денежное вознаграждение, пишет av.by.

Казалось бы, обычное дело для того периода: многие хотели подзаработать, пока бушевал невиданный автомобильный хапун. Почему же эта история всплыла спустя восемь лет? Всё дело в стопке неоплаченных штрафов, которые накопились за эти годы, и введении транспортного налога. А вот кто должен погашать долг и почему ситуация не так однозначна, как кажется на первый взгляд, будем разбираться.

Фотография для примера

«Спустя пять лет в дверь постучали приставы»

— В 2014-м мой тогда ещё товарищ Дмитрий решил купить авто в России для перепродажи. Выбор пал на битый Volkswagen Touareg 2003 года за $6 000. У нас они раньше оценивались в $15 000—16 000, а сейчас стоимость просела до $7 000. Правда, машину Дмитрий попросил оформить на меня. Мотивировал тем, что у него накопилось слишком много штрафов и он не хочет попадать в поле зрения ГАИ. Мне за «услугу» пообещал $100. Но их я так и не увидел.

— Какое-то время я даже попользовался иномаркой. Бесплатно возил по делам друга и его брата. Через несколько месяцев мне это надоело, мы поссорились, и они забрали автомобиль себе. Вот он до сих пор и находится в их руках, а на учёте под моим именем.

Раньше меня это не сильно волновало, хотя я периодически уточнял, когда же машина будет переоформлена. Они кормили «завтраками». В 2019 году на моё имя пришло два «письма счастья» за превышение скорости. Я связался со старыми знакомыми, и они передали деньги на оплату штрафов. Вопрос был решён, я успокоился и стал ждать, когда авто переоформят.

— Чуть позже я получил ещё шесть штрафов! Опять позвонил бывшему другу. Тот пообещал, мол, всё погасят. Однако совсем скоро ко мне домой постучались представители отдела принудительного исполнения Добрушского района для описи имущества. В итоге я был вынужден оплатить нарушения, которые мной даже не совершались! Кстати, на фотографии одного из «писем счастья» отчётливо видно лицо Дмитрия за рулём «Туарега». 

— В начале этого года мне вновь пришла эсэмэска об очередном штрафе в размере 8 базовых величин (256 рублей. — Прим. ред.). Фактические владельцы к этому времени сменили номера телефонов и перестали выходить на связь. Мне пришлось ехать к ним домой: тот самый Volkswagen Touareg был припаркован у ворот, однако двери мне никто не открыл!

Александр отдельно заостряет наше внимание на том, что в прошлом году в Беларуси ввели транспортный налог. И его, получается, тоже должен оплачивать герой материала, хотя автомобилем не пользуется. 

— Поскольку мне надоело это терпеть, я написал обращение в милицию. Однако там мне сказали, мол, вы передали машину друзьям добровольно, договор купли-продажи не оформили, поэтому «отношения, возникшие между вами, носят гражданско-правовой характер и не относятся к компетенции органов внутренних дел», — отмечает мужчина, демонстрируя ответ одела внутренних дел Добрушского райисполкома. 

«Может, переоформлю. В следующем году»

История была бы неполной, если бы мы не выслушали вторую сторону конфликта. Дозвонились Дмитрию, и он огорошил: VW Touareg, о котором идёт речь, находится у Александра! Более того, наш герой должен ему денег — 1 500 рублей — и отдавать не собирается. 

— Почему я не переоформил на себя машину? Да не было такой необходимости. 
Александр вас об этом просил?
— Нет.
Вы готовы хоть завтра поехать в ГАИ и переоформить её на себя?
— Возможно. 
Почему вообще в 2014 году попросили Александра на себя оформить машину?
— Так было проще, он её перегонял, у него имелся техпаспорт на руках. 
А про стопку штрафов знаете? Якобы вы прямо за рулём запечатлены…
— Нет, он не говорил. Александр сначала обращается к сотрудникам милиции, ещё куда-то, а потом только сам звонит. Такой вот странный человек. Может, кто-то попросил его так делать. Потому что всё не спонтанно. Столько лет молчит, а тут вдруг началось!
Александр нам прислал фотографии этих штрафов…
— Может, это он сам их и накатал.
Но машина же у вас!
— У него. Он водителем у нас был, поэтому у него и осталась. Иногда возит нас.
То есть авто оформлено на Александра и у него же находится? А вы не боитесь, что он вам тогда машину может вообще не вернуть?
— Да, у него. Как не вернёт? Вернёт обязательно. 
Почему вы так уверены? А вдруг уедет на ней в Россию или ещё куда-то?
— Ну тогда продаст жильё и отдаст деньги. Он же понимает, что это не его машина. 
— Ладно. А как вообще возвращать иномарку собираетесь? Это же не одна тысяча долларов.
— Она сейчас не нужна. Покупалась для перепродажи, её в России разбили. Пока сделали — ценники на рынке уравнялись. Смысл её продавать? Переоформлю, чтобы не ныл. Может, в следующем году.
А что насчёт штрафов? Не боитесь, что Александр в суд обратится и на вас их повесят?
— Ну пускай. 
А у вас есть хоть какие-то документы, подтверждающие, что вы деньги на покупку этой машины передавали? Договор купли-продажи, например?
— Ничего нет. 
А что за долг Александра в «15 миллионов рублей старыми»?
— Он на другой машине ездил, сломал коробку. Сейчас не хочет деньги отдавать. 
Что за машина? Тоже гнали её для перепродажи? 
— Dodge Caravan. Нет, своя была. 
Объясните, почему вы так всецело Александру доверяете? И автомобили, и документы… 
— Сотрудничали вместе.
На перепродаже машин?
— Нет, это был единичный опыт. Я таким не занимаюсь. А тогда все кинулись в 2014-м в Россию, ну и я рискнул.
Не планируете в милицию обращаться, чтобы долг вернуть?
— Нет, это бесполезно. 

На такой грустной ноте прекращаем разговор с Дмитрием. Отметим, что собеседник держался спокойно, не слишком эмоционально. В то время как Александр по телефону грозился добраться до «паразита» и наказать его. Конечно, вопросов осталось много, да и некоторые ответы, мягко говоря, звучат нелогично. Мы вновь обратились к Александру за пояснениями, на что он в качестве доказательств прислал запись телефонного разговора со старым другом. Не будем вдаваться в подробности: вы и сами можете послушать диалог. Но напрашивается вывод: Дмитрий определённо знает о штрафах!

Распутывать клубок противоречий предстоит суду: вести расследования не в нашей компетенции. За комментарием мы обратились к юристу, чтобы он пояснил, что делать в такой ситуации и кто же должен оплатить штрафы. 

— Собственник (владелец) транспортного средства не подлежит административной ответственности, если при ведении административного процесса будет установлено, что в момент фиксации административного правонарушения соответствующее транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц, — поясняет Дмитрий Дятчик, адвокат юридической консультации Гродненской областной коллегии адвокатов.

— Относительно судьбы автомобиля, при отсутствии консенсуса между титульным собственником и фактическим владельцем транспортного средства, спор может быть разрешён судом. Стоит отметить, что подобного рода ситуации, связанные с передачей транспортных средств без каких-либо документов, либо так называемые оформления транспортных средств на посторонних лиц встречаются весьма часто. Вместе с тем для лица, ставшего владельцем транспортного средства, негативные последствия могут выражаться не только в привлечении к административной ответственности и наложении штрафов, но и в иных финансовых потерях.

Например, в случае совершения дорожно-транспортного происшествия, повлёкшем причинение морального вреда, возмещать такой вред будет именно владелец транспортного средства, независимо от его (владельца) вины. Человек, передавший деньги на покупку машины, может доказать это только при наличии письменных доказательств, в том числе переписок, иных документов.

В ГАИ тоже напомнили, как важно при покупке авто оформлять все необходимые документы:

— Регистрация в Госавтоинспекции договора купли-продажи с одновременным снятием и постановкой на учёт ТС новым собственником является наиболее безопасным способом продажи автомобиля. Мы настоятельно рекомендуем заключать сделку купли-продажи по договору и заверять его в Госавтоинспекции в присутствии продавца и покупателя либо их законных представителей. Напомним и о неприятностях, которые могут ждать владельца автомобиля, если при продаже ТС будет оформлен только счёт-справка. Покупатель, несмотря на выданную им расписку об обязательстве в дальнейшем оформить сделку, может этого не совершить. Тогда на адрес продавца будут приходить штрафы за нарушение ПДД, например с камер фотофиксации.

Обсуждение