«Единственное, чего хочется, – чтобы все работали на равных». Таксисты открыто высказались о нарушениях «Яндекс.Такси»

«Единственное, чего хочется, – чтобы все работали на равных». Таксисты открыто высказались о нарушениях «Яндекс.Такси»

26.01.2022 в 18:08
Вероника Сайко, av.by

«Уж слишком сладко ваш анонимный герой описывает работу в „Яндекс.Такси“. Небось статья проплачена?» — такое письмо пришло на редакционную почту av.by после публикации откровенного интервью с водителем известного сервиса. Казалось бы, вроде и суммы в материале далеко не космические. 1 650 рублей за декабрь — разве кого-то в Минске удивишь таким доходом? Но всё-таки журналисты решили выслушать альтернативные точки зрения и встретились с читателями, которые жаждали высказаться обо всей подноготной труда под флагом известного агрегатора. Оказалось, дело далеко не в цифрах на зарплатной карточке. А в том, насколько законна такая работа.

«В приложении — Mitsubishi Galant, на деле — красный Dodge»

С Виталием и Ильёй мы встречаемся на одной из столичных парковок. Красный Dodge Caliber принадлежит второму нашему герою. Таксометр, метры чековой ленты, расценки на видном месте, обклеенные борта машины, шашечки на крыше — Илья обращает наше внимание на то, что его рабочий автомобиль полностью соответствует букве закона. 

 — Пользуетесь «Яндекс.Такси»? Давно вам чек в конце поездки выдавали? 

 — Наверное, никогда.

 — Потому что 99,9% водителей там работают нелегально.

После такого громкого заявления Илья включает водительское приложение «Яндекс» у себя на телефоне. Мгновенно прилетает заказ. Отправляемся. 

— Обратили внимание, на какой мы машине? Когда приедем, попросите клиента показать, что за авто у него отмечено в информации о заказе. 

Прибываем по адресу. Пассажир уже стоит. Девушка слегка испугалась, когда из автомобиля вышли четыре человека. Приложение продемонстрировало: «Вас ожидает Mitsubishi Galant».

Это как?

— При создании аккаунта в «Яндекс.Такси» вы присылаете фото своих прав и автомобиля. Марка и модель вводятся вручную. Ничто не мешает вам сфоткать любую машину во дворе, а к клиенту приехать на «Жигулях». Настоящее ли удостоверение — тоже никто проверять не будет. Хоть в фотошопе его нарисуй или у друга возьми! — объясняет Виталий. — Знаете, почему мы вообще задумались о том, насколько легально у нас трудятся водители «Яндекса»? Пару лет назад заказали машину через всем известное приложение. Водителем указан мужчина. А вместо него приехала девушка! Оказалось, что это его жена. Работают вдвоём на одном авто и через один аккаунт. 

— Многие говорят: клиент голосует рублём. Но представьте ситуацию: вы отправляете своего ребёнка на такси в бассейн. В приложении указано, что его везёт какой-нибудь Иван Иванов на «Логане». Но на самом деле приезжает бесправник, который даже по-русски не говорит, и машина у него в крайне плачевном состоянии. А если у него ещё и намерения не самые добрые? Вы его где искать потом будете? Более того, водитель и перевозчики могут информацию из истории заказов просто удалить. И в приложении высветится, якобы поездка была отменена.

— Или затронем тему налогов. Какие отчёты предоставляет «Яндекс»? Он подаёт в соответствующие инстанции данные о машине. И как с несуществующего авто и водителя потом взять налог? 

— Но у нас же есть Транспортная инспекция, налоговые службы, которые это всё контролируют…

— В том-то и дело! Мы пытаемся в первую очередь обратить их внимание на масштабы проблемы. Давайте сейчас подъедем на вокзал: там как раз работают транспортные инспекторы.

На самой популярной среди таксистов парковке действительно творится какая-то мистика. Около вокзала… одна машина! А рядом — служебное авто «транспортников». «Яндексы» быстро пролетают мимо. Подходим к инспектору, интересуемся результатами контроля. С 10 января 140 автомобилей-такси было проверено, выявлено 389 нарушений… Такую статистику Илья с Виталием без комментариев оставить не могли:

— От нас в транспортную комиссию было написано больше 2 000 заявлений за 2,5 года! То, что инспекторы приехали на вокзал и проверили пару машин, — это капля в море. Есть множество чатов, где нелегальные водители друг друга предупреждают о том, куда и когда лучше не соваться. 

«Почти 4 000 рублей уходит в карман не пойми кому»

— И нет, мы не боремся с «Яндексом». Мы не считаем, что его надо убрать или запретить. Дело в наших перевозчиках и в наших водителях. Они не соблюдают законодательство. Перевозчик не заключает трудовые договоры с водителями. Те, в свою очередь, знают об этом, но не пытаются найти легальное место. Сделай документы, оформись, пройди курсы, как это сделал я, — и работай спокойно! Почему мы должны конкурировать не на равных условиях? — эмоционально высказывается собеседник. — Я понимаю, когда за рулём 20-летний парень: ему на уши лапши навешали, что всё по закону, а он и повёлся. Но большинство идут на это осознанно. 

— Что по правилам требуется от водителей такси? Стаж не менее двух лет, возраст от 21 года, действующая медицинская справка (не менее чем на три года), удостоверение о прохождении специализированных курсов. Но перевозчики чаще всего этими документами не интересуются. Оформят 30 машин, а подключат ещё 800 людей на личных авто, которые просто решили подзаработать после основного занятия. В каком техническом состоянии машины? Никто не знает.

А ведь нередки случаи переработок в такси, когда водители обманывают приложение и выполняют заказы больше 16 часов подряд.

 — По закону водитель такси имеет право в смену ездить не дольше 12 часов. Но если его график — 2/2, а не пять дней в неделю! «Яндекс» провоцирует людей на переработки, позволяя им оставаться на линии 16 часов. Например, при выполнении 40 заказов за смену приложение даёт материальное поощрение. Но что такое 40 заказов? Как их успеть выполнить за 8 часов, если вы трудитесь, как того требует закон, пять дней в неделю? Да, система позволяет зарабатывать. Но представьте: вы тот самый сороковой пассажир у водителя после 16-часовой смены в конце недели. Такой таксист — потенциальный убийца, а вы его жертва.

— Кстати, вы поднимали в материале вопрос о детских креслах. Большинство водителей «Яндекса» откажутся вас обслуживать, если вы с ребёнком. Знаете почему? По закону такси может перевозить детей и без кресла. Но у шофёра «Яндекса» нет никаких доказательств, что он таксист. Поэтому, если его остановит Госавтоинспекция, ему придётся заплатить штраф.

А что насчёт заработков в «Яндексе»? Они действительно превышают 1 600 рублей в месяц, как нам рассказывали?

— 1 600 рублей в месяц — это сказки. Такое возможно только в декабре, когда есть повышающий коэффициент. При этом человек буквально сидит на энергетиках и выполняет по 30 заказов в день! «Грязными» получает больше 5 000 рублей, но все они уходят в карманы к непонятным дядям. А ведь это ещё и нелегальная работа! Почему на подобное у нас закрывают глаза?

— Сейчас многие опечалились: с нового года налоги ипэшникам подняли с 5 до 16%. Но вы же столько лет по 40—45% отдаёте неизвестным людям! Хочешь кого-то обвести вокруг пальца? Так лучше обмани не государство, а того, кто из соседней страны пришёл поставить сферу перевозок на колени. Ведь это то же самое, что прийти к бабушке и сказать, мол, я теперь буду работать нелегально, чтобы не платить налог, с которого тебе пенсию начисляют. Скорее всего, ваша бабуля вас за такое не поблагодарит. 

«Перевозчики в „Яндексе“ существуют три-четыре месяца»

Виталий и Илья — личности известные в сообществе таксистов. Вот только далеко не все водители разделяют их взгляды. Аргументируют тем, что из-за активной гражданской позиции и заявлений в Транспортную инспекцию страдают люди, которые просто хотят прокормить семью. Некоторые придерживаются мнения, что наши герои требуют от водителей чеки только ради того, чтобы бесплатно проехаться на такси.

Артём (имя изменено по его просьбе) тоже не согласен с тем, что в сложившейся ситуации должны страдать наёмные (хоть и неофициально) сотрудники. Он сам работает в «Яндексе», но при этом имеет статус ИП, таксометр в машине и все другие необходимые атрибуты.

— 90% водителей сейчас — это те, кто трудится через различные ОАО неофициально. Конечно, они не платят никакие налоги. Юрлица в «Яндексе» вообще живут максимум несколько месяцев, затем они переоформляют машины на другие организации. И когда документы наконец доходят до налоговой — фирма уже давно находится в стадии ликвидации. Конечно, можно задать вопросы бывшему руководителю компании, привлечь его к административной ответственности… Но за счёт чего он эти штрафы заплатит? Автомобили-то уже переписаны на другую компанию. А может, и вовсе принадлежат банку, так как куплены в лизинг.   

Вы наверняка замечали: сейчас от «Яндекса» почти всегда приезжают машины без наклеек на бортах. Почему? Да потому, что Транспортная инспекция водителей на личном авто останавливать не имеет права!

 — Есть второй контролирующий орган — это сотрудники ГАИ. Они могут тормознуть любой автомобиль и проверить техпаспорт, водительское удостоверение, страховку. Но не трогают юридические документы: у них нет таких прав. Вот сейчас таксисты опечалены: цены на топливо растут, а поездки всё так же стоят по 3 рубля. Но ведь сами перевозчики довели ситуацию до того, что «Яндекс» превратился в общественный транспорт! Почему им выгодно брать с клиентов копейки? За счёт неуплаты налогов. А люди соглашаются работать на таких условиях. К слову, с сервисом Bolt дела обстоят ещё хуже. Там вообще массово никто трудовые договоры не заключает. 

Чем сложившаяся ситуация опасна для водителей? Если не думать глобально о том, что, мол, нет налогов — значит, нет бесплатного обслуживания в медучреждениях, образования, льгот для некоторых слоёв населения… 

 — А какие шансы, что перевозчик — юрлицо, с которым вы заключили устные договорённости, — выдаст вам зарплату, а не сбежит с деньгами? Водитель в таком случае даже пожаловаться в налоговую не сможет, потому что ему самому придётся нести ответственность за то, что он работал неофициально. 

— Ко мне недавно подошёл мужчина на заправке. Он был приятно удивлён тем, что у меня есть таксометр. Рассказал, как год на перевозчика отработал и был остановлен Транспортной инспекцией. Руководство тут же от него открестилось, а мужчина получил штраф ещё и за незаконную предпринимательскую деятельность.

Как водители «Яндекса» хитрят, обманывая приложение?

— Самый распространённый развод — это когда просят вас отменить поездку в приложении и кладут все деньги себе в карман. Но существует ещё один популярный способ обмануть «Яндекс». Сервис предоставляет водителям промокоды, если пассажир что-то испортил в салоне. Вы можете вызвать такси, спокойно приехать в конечный пункт, расплатиться и уйти по делам. А водитель напишет службе поддержки, что вы испачкали сиденье, были пьяны и грубили. Ну и «доказательства» прикрепит. Вас же потом за это могут заблокировать.

Пассажир чаще всего не задумывается о том, кто его везёт. Все смотрят на цену, а на что ещё нужно обращать внимание?

— Да, для пассажира ситуация трудна тем, что он никогда не может быть уверен в своей безопасности. Взломанный водительский аккаунт на «Яндексе» стоит $30—40. Мало того, что он будет зарегистрирован на чужое имя, так сервис ещё и не сможет отслеживать координаты шофёра. Поэтому у нас хватает за рулём бесправников. И повально ни у кого нет обязательных страховок на пассажира.

— Кстати, по закону цена на поездку может быть изменена только двумя устройствами. Это «БелТАКС» и «Геомер». Поэтому «Яндекс», давая пассажиру возможность поменять конечную точку маршрута, нарушает законодательство. И вы легко можете оказаться в ситуации, когда по приложению услуга стоит 5 рублей, а водитель потребует все 50.

— В конце 2021-го «Яндекс» прислал всем таксистам статистику. За год я выполнил 10 000 заказов — показатель лучше, чем у 99% водителей. Пятёрок у меня тоже рекордное количество. Я отношусь к той категории шофёров в «Яндексе», которых называют гарантийщиками. Я исправно плачу налоги, немало времени потратил на оформление документов. Поэтому единственное, чего хочется, — чтобы все работали на равных.

Мнение героев материала может не совпадать с мнением редакции.

Обсуждение