$2 500 в месяц за работу на коленях в гараже. Автослесарь из ГСК – о доходах и нежелании выйти из тени

$2 500 в месяц за работу на коленях в гараже. Автослесарь из ГСК – о доходах и нежелании выйти из тени

18.01.2022 в 23:46
Дарья Шавель, av.by

Далеко не каждый автовладелец может самостоятельно обслуживать свою машину. Отдавая деньги гаражному специалисту или рассчитываясь за ремонт на СТО, все порой ловят себя на мысли: а не обманывают ли меня? Сегодняшний герой, автослесарь с 20-летним стажем работы, рассказал о том, как живёт сейчас гаражник и какую прибыль можно «поднять», не разгибая спины семь дней в неделю.

Владимир (имя изменено по просьбе героя) по образованию психолог. Диплом о законченной «вышке» давно пылится на полке, тогда как тяга к ремонту авто, появившаяся ещё в детстве, до сих пор движет белорусом. 

Его отец ремонтировал советские автомобили почти всю жизнь и часто брал сына в мастерскую, чтобы поделиться опытом. После окончания университета молодой человек буквально год отработал по специальности и решил открыть своё дело, пойти по родительским стопам. Сегодня к Владимиру собирается очередь из свежих (и не очень) авто. Всё расписано на несколько недель вперёд, а в конце 1990-х у мужчины не было даже гаечного ключа. 

— Все эти машины за воротами к вам на ремонт? Шутят про бедных гаражников, а работы, вижу, хватает… 

— Это волнами накатывает всегда. Бывает, что не разгибаешься с утра до вечера неделями, а бывает наоборот — несколько дней подряд пусто. Тогда кукуешь, перебираешь железо. То к соседям сходишь помочь, то у себя инструменты по нужным углам раскидаешь. Стереотипы стереотипами, а в гаражах всегда кипит работа. Не из-за того, что здесь дешевле, а из-за мнимой возможности договориться. На СТО вы особо не поторгуетесь (хотя умники есть везде). А тут подобное сплошь и рядом.

Вот неделю назад VW Passat B3 приезжал на ремонт: «сайленты» меняли, шаровые и передние диски с колодками. Запчасти самые дешёвые покупал по желанию владельца, работу оценил в 90 рублей. Человек говорит: «Дороговато для такой старой машины!» Но при чём тут возраст автомобиля к затраченному мной времени? Я же возле этого экземпляра точно так же часами стою на коленях, как и возле пятилетки какой-нибудь.

— Часто уступаете в цене?

— А как же! Могу сделать скидку или вообще не взять с клиента денег, если это человек неадекватный. Иногда бесполезно спорить и тратить нервы на тех, кто не понимает, что это мой основной заработок и я не от хорошей жизни жонглирую болгаркой и молотками в тесном гараже. У меня тоже есть семья, дети, которых нужно собрать в школу, побаловать игрушками. А ещё надо оплатить дополнительные кружки и курсы. Да, мне нравится крутить гайки в машинах, но с возрастом приходят мысли о том, что я не ту профессию выбрал и стою на месте. Чтобы совсем не раскиснуть, могу отходить от работ с дизелями и бензинками и браться за «электричку». Уже починил парочку батарей от Honda Civic Hybrid и Nissan Leaf. Клиенты довольны, и я доволен, потому что изучил что-то новенькое.

— Говорят, чем ниже спускаешься по рядам гаражного кооператива — тем дешевле работы. Это правда?

— Правда. Но от итоговой цены ведь страдает качество. Если кто-то варит вам пороги за $200 и делает это плохо, вы можете такому специалисту и морду набить, а когда за бутылку переварили — что с этого мастера взять? Но на всех есть свои клиенты. Я же занижать стоимость не буду даже в голодные времена. Есть какие-то стандартные ценники для работы с подвеской, например. Вам и на СТО, вероятно, тот же прайс предложат. Я ориентируюсь на средние цифры по городу: везде нормо-час подорожал — значит, и у меня подпрыгнул немного. Всё ещё зависит от количества работы и самого автомобиля. Есть многорычажная подвеска, есть Макферсона, у концерна PSA вообще свои нюансы с торсионами.

Если хочешь сделать хорошо — нужен специнструмент. Колотить кувалдой через зубило или резать всё подряд болгаркой — не мой подход. У меня есть наборы для сайлент-блоков, пневматический инструмент, какие-то вещи мне под заказ изготавливаются для конкретных автомобилей. Это влетает в копеечку, так что оборудование должно окупаться. Если кто-то из соседей будет мучить два заскорузнувших рычага три часа, а я всего один — это не по нормо-часу будет считаться. Моторы я стараюсь не брать, за исключением случаев, когда точно знаю, что неделю никого не будет и я могу заниматься долгосрочным ремонтом. В принципе предпочитаю работать с машинами, которые смогу сделать в тот же день.

— А как начинался ваш гаражный бизнес? Не с пустым ли карманом? 

— Сейчас вспоминаю те времена с улыбкой. Кажется, что всё легко получалось. Гараж мне этот от папы достался. Правда, пустой. Мастерская у отца была за городом, его инструменты там до сих пор и лежат: почему-то так сложилось в семье, что их трогать нельзя. Туда как в музей заходим.

Когда первую машину в конце 1990-х в ремонт брал, у меня вообще оборудования не было. Молоток в яме нашёл какой-то и отвёртку — всё. Так что одалживал у знакомых ключи и приспособы разные. С минимальных заработков покупал себе на рынках и барахолках у стариков инструменты. Брал всё подряд, в основном советское наследие. Потом старожилы гаражные меня обучили всяким хитростям, и я мог смело носить в кармане большую пачку денег. По тем меркам жил роскошно. Ездил на Audi 80. 

— Вы упомянули про гаражные хитрости. Можно парочку примеров?

— Сейчас я особо такими схемами не промышляю, у меня есть хорошая база клиентов, и уже лет 15 работаю на качество. Лучше взять меньше машин и сделать их добротно и честно, чем хапнуть много — и эти люди к тебе вряд ли вернутся. А по молодости — да, были разные уловки. Помню, владельцы Volkswagen с пятиступенчатой «механикой» приезжали с жалобами на провал педали сцепления. По всем симптомам это было похоже на износ комплекта сцепления. Он состоит из фрикционного диска, выжимного подшипника и корзины. Тогда стоил немало, да и сейчас тоже. Но есть одна хитрость. В таких коробках обратный выжим сцепления, основная причина поломки — износ лапки, для доступа к которой даже не нужно было снимать коробку. Через окно МКПП со стороны колеса открывался доступ к лапке, я её снимал, заваривал и ставил на место. Цена вопроса — баксов 10! Ну а брал по работе столько, сколько за замену сцепления, плюс сама стоимость комплекта. В переводе на сегодняшние деньги долларов 150—200 можно было получить.

— С маслом тоже химичили. Допустим, машина на ТО приезжает, видишь, что мотору хана. Предлагаешь масло залить подороже, чтобы якобы ресурс двигателя продлить. А на самом деле заливаешь дешёвое, протираешь аккуратно масляный фильтр тряпочкой (чтобы выглядел как новый) — и на место! Конечно, с хорошими агрегатами никто так не рисковал. А когда мотор уже на последнем дыхании, ему никакая замена масла не поможет. Даже вспоминать стыдно, но что было — то было. Сейчас вот думаю: как люди вообще на это велись? Теперь все начитанные, интернетом научились пользоваться, становятся умнее. Но это радует, если честно. Даже проще вести диалог, когда человек не полный ноль в устройстве машины.

Ещё на замене свечей накала наваривались. Старые дизели плохо заводились после стоянки, там одна-две свечи отказывали, а обновляли все сразу. Вообще-то, это правильно, конечно: свечи меняются по регламенту. Но даже лет десять назад люди не сильно заморачивались с обслуживанием машины, всем просто хотелось дешевле. 

— А как обстоят дела с запасными частями? 

— На запчастях накручиваю стандартные 30%, потому что беру выгодно. Иногда могу посмотреть ценник у основных поставщиков, но найти на других складах дешевле, тогда маржа получается выше. Но это вопрос 20—30 рублей, не более. Часто клиенты бэушные запчасти хотят ставить, но не всегда это разумно. Я по разборкам не шатаюсь. Хотите «бэушку» — поезжайте и выбирайте сами. Считаю, что лучше купить запасную деталь из среднего ценового сегмента, чем, например, взять бэушный рычаг и просто поставить на машину, потому что «дешевле». Иллюзия скидки при покупке б/у рычага за 40—60 рублей и ощущение, будто много затрачено при приобретении нескольких сайлент-блоков в ценовом диапазоне от 15 до 30 рублей (плюс рублей 60 за замену), — вот что движет любителями отработавших свой срок запчастей.

— Бывают машины, которыми очень не хочется заниматься? 

— Ну а как же без этого. Например, приезжает автомобиль, с которого за целый день я выручу баксов 100, когда за то же время я мог бы получить и 300 с нескольких машин, сделав их быстрее. В таком случае я соглашаюсь взять авто, но отдаю его знакомым, у которых нет большой загрузки и которые исправят поломку так же хорошо, как сделал бы я. В конце концов, мне нести ответственность за этот ремонт. Получается, что я людям подкинул работы, клиента не обидел и свою копейку получил.

Ещё знакомым чинить машины не всегда хочется. Понимаешь, что вроде должен помочь, но и деньги брать как-то некрасиво. Теряешь время, упускаешь доход… В общем, стараюсь не заниматься таким дружеским ремонтом. 

— Не боитесь трудиться нелегально? Не пугают штрафы? Сколько в месяц выручить получается?

— Думаю, 90% людей в гаражах работают неофициально. У нас свои методы скрываться. В нужный момент весь кооператив замирает. За пару минут этот кипящий городок исчезает: машины заезжают в гараж, ворота закрываются, зимой даже печи тушим, чтобы из трубы дымок не шёл.

Работать нелегально не боюсь. Когда ты на коленях сидишь уже не один десяток лет, выбраться отсюда сложно. Большая конкуренция для того, чтобы открыть свою СТО. Непонятно, когда это всё окупится, непонятно, где искать сотрудников адекватных, чтобы не стоять у них над душой и не контролировать каждый этап работы. Это не так просто, как кажется, тем более в одиночку. Вряд ли кто-то из моих знакомых захочет всё бросить. Уже укоренились тут, не так скучно работать, если нет какого-то инструмента или нужен второй человек — в любой момент кто-то придёт на помощь. Дело ведь даже не в налогах уже. Просто страшно остаться ни с чем, когда ты кормишь семью.

А тут в месяц выходит около $2 500 в среднем. Это при хорошей загрузке. Но бывают и сезонные спады, когда за тридцать дней десять машин приедет по какой-то мелочи. Тогда меньше, конечно, но если мотор на капиталку взял — 1 000 долларов точно заработаю. 


Мы же напомним, что, согласно КоАП РБ, предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации и специального разрешения, влечёт наложение штрафа в размере до 100 базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до 100% суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.