Напомним, 10 марта на белорусских АЗС подорожало топливо. С начала года это шестое подорожание. Таким образом, с начала года цена топлива выросла на 6 копеек, или 3,2%.
Теперь цены на АЗС таковы: 1 л бензина АИ-92 – 1,76, АИ-95 – 1,86, ДТ – 1,86 рубля. В Сети появилась петиция, авторы которой интересуются у “Белнефтехима”: почему дорожает топливо?
“Несмотря на то что “Белнефтехим” заявляет, что очередное повышение цен основано на росте цены на нефть, нам, жителям Беларуси, непонятно, на чем основано повышение цен на топливо. К примеру, в то время, когда цена нефти снижалась, цена на топливо в Беларуси не снижалась. Исходя из этого требуем дать обстоятельный ответ о настоящих причинах повышения стоимости топлива”, – говорится в петиции.
На днях член Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Денис Карась рассказал БелТА, как формируется цена на топливо, и прокомментировал причины, по которым происходит изменение его цены.
“В структуре розничной цены на нефтепродукты более половины занимает стоимость нефти, примерно 10 процентов – производственные и сбытовые затраты производителей, около 30 процентов – налоговая составляющая. Белорусские НПЗ покупают российскую нефть дешевле, чем она стоит на мировом рынке. Однако налоговый маневр в нефтяной отрасли России, который предусматривает постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки налога на ее добычу, с каждым годом приближает белорусские НПЗ к мировым ценам на нефть. В этом году наши заводы покупают российскую нефть по цене, которая составляет 85 процентов мировой. При этом цены на топливо в Беларуси по-прежнему остаются почти на 50 процентов ниже, чем в сопредельных европейских странах с рыночным ценообразованием на нефть и нефтепродукты”, – отметил депутат.
По словам Дениса Карася, нефтяной рынок имеет свои особенности: “Нефть приобретается НПЗ по цене, находящейся в привязке к мировым котировкам. В 2020 году, по имеющимся в концерне данным, средняя котировка 1 барреля нефти составила 41,7 доллара, а в январе – феврале 2021 года – около 58 долларов, или почти на 40 процентов больше.
В первых числах марта средние значения котировок выросли до $64,7 доллара. Цены на топливо у нас устанавливаются в белорусских рублях, а почти 90 процентов затрат на производство нефтепродуктов зависят от курса доллара США, в котором исчисляется и стоимость сырья, и транспортные расходы, и стоимость энергоресурсов, и стоимость приобретаемых для производства качественного продукта технологического оборудования, присадок, катализаторов, других материалов и запасных частей.
За последние 12 месяцев за счет курсовых колебаний белорусского рубля затраты производителей нефтепродуктов увеличились на 16,9 процента, а цены на топливо – на 1,3 процента. Однако это не значит, что НПЗ планируют переложить все проблемы на своих потребителей. За прошлый год за счет оптимизационных мероприятий производители сэкономили более 90 миллионов рублей, а бюджет сохранил на неизменном уровне налоговую нагрузку для НПЗ. Чтобы сохранить стоимость топлива на приемлемом уровне после завершения налогового маневра, от взимания акцизов на автомобильное топливо могут и вовсе отказаться. Об этом уже неоднократно информировал Минфин”.
Денис Карась также добавил, что стоимость топлива на внутреннем рынке Беларуси регулирует концерн “Белнефтехим” путем установления предельных максимальных цен. То есть АЗС могут продавать топливо дешевле, но уровень цен в первую очередь определяют возрастающие затраты. Кстати, для АЗС розничные продажи топлива – это в первую очередь возможность привлечения покупателей на объекты торговли, а не основа прибыли.
“Как и концерн, считаю обоснованным установление цены на моторное топливо как минимум на уровне, компенсирующем затраты НПЗ, чтобы не прекратить процесс финансирования их деятельности и планировать поэтапное изменение цен на основе мониторинга рыночной конъюнктуры и экономической ситуации на НПЗ”, – резюмировал депутат.