Лишат или не лишат? Как наказывают пьяных за рулём по всему свету, и почему белорусам не стоит расслабляться

Лишат или не лишат? Как наказывают пьяных за рулём по всему свету, и почему белорусам не стоит расслабляться

27.07.2020 в 19:57
Евгений Грачёв, ABW.by

Алкоголь за рулём недопустим – это базовый принцип, которым нужно руководствоваться водителям. Тем не менее в большинстве стран законодательство предусматривает допустимые концентрации этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе.

Две крайности

О том, как борются с любителями “зелёного змия” в Беларуси, наслышаны, наверное, все, кто так или иначе связан с транспортом. Социальная реклама на телевидении, баннеры вдоль дорог, статистика, регулярно освещаемая УГАИ МВД, и, что главное, конкретные и трагические примеры последствий автомобильного безрассудства, доносимые через СМИ.

В настоящий момент в Беларуси за управление транспортным средством в состоянии алкогольного предусмотрены штраф от 50 до 100 базовых величин и лишение “прав” на три года. Довольно строго, но законодатель считает, что и этого недостаточно, – в проекте нового административного кодекса эти меры еще более ужесточены.

Удивительно, но есть страны, где вообще нет никаких ограничений по уровню содержания алкоголя в крови для водителей, – Ангола, Бутан, Конго, Вануату и Габон. Это не полный перечень, но и так понятно, что на эти страны равняться не стоит, учитывая их социальное и экономическое развитие.

Есть и такие государства, в которых любое содержание алкоголя в крови наказуемо, – Азербайджан, Армения, Ирак, Иран, Венгрия и другие. В некоторых странах, причем экономически развитых, если алкоголь за рулем привел к человеческим жертвам, то вообще предусмотрена смертная казнь, например, в Китае и Таиланде. А в Сингапуре за управление автомобилем “под мухой” прилюдно выпорют палкой.

Захмелеть от кваса

К сожалению, некоторые водители, увидев заветные цифры на показаниях прибора по определению содержания алкоголя в крови или в выдыхаемом воздухе, говорят: “Хорошо, это норма”. Но если понятие “норма” применить к медицине, то для человеческого организма норма содержания алкоголя – 0 промилле. Поэтому мы ведем речь о допустимой концентрации.

Во многих странах, где для водителей вообще не допускалось никаких концентраций алкоголя в крови, все же отошли от таких требований. Все потому, что медицинским путем было доказано: даже употребление в пищу обычных продуктов может привести к повышению содержания алкоголя в крови. Например, перезревшие бананы, апельсиновый и иные фруктовые соки, кефир, йогурт, хлебный квас и шоколад. Также и прием спиртосодержащих лекарств влияет на концентрацию алкоголя, что вовсе неудивительно, учитывая, что в их составе есть спирт.

Да и что говорить, даже такие заболевания, как сахарный диабет, диарея и кариес, могут способствовать содержанию пресловутых промилле в организме. Поэтому и появилось понятие “допустимая концентрация”. Какая она у наших соседей?

Россия

У восточных соседей нормы такие: подышал в “трубочку” – цифры должны быть не более 0,16, а в анализе крови – не более 0,3 промилле.

Про наркотики и психотропы все просто до невозможного: сам факт их обнаружения в организме влечет административную ответственность (как и в Беларуси, при условии нарушении физиологических функций организма). Как тут не вспомнить нашумевшее дело актера Михаила Ефремова, у которого после смертельного ДТП в Москве в крови обнаружили и алкоголь, и наркотики. 

За езду в нетрезвом виде в России предусмотрены штраф в размере 30 000 российских рублей (около 990 $) и лишение прав сроком на 1,5-2 года (от 18 до 24 месяцев).

Украина

Южные соседи решили действовать радикально, но при этом креативно. С 1 января 2020 года в Украине вступил в силу закон, согласно которому за вождение автомобилем в нетрезвом виде применяется уголовная ответственность. Такая мера начала действовать с 1 июля этого года. Украинские законодатели поступили просто: они перенесли административную статью из Административного кодекса в Криминальный (аналог нашего Уголовного).

Само же управление автомобилем в нетрезвом виде обозначили как “криминальный проступок”, но после уплаты штрафа и возвращения водительского удостоверения человек считается несудимым.

Допустимый порог по содержанию алкоголя в выдыхаемом воздухе – 0,2 промилле. И тех, кто превысит эту норму, ожидает по новым правилам штраф до 34 тысяч гривен (1.230 долларов США), а при повторном нарушении – 51 тысяча гривен ( около 1.850 долларов США). И лишение прав до трех лет, не стоит забывать об этом.

Европа и не только

В некоторых государствах строго-настрого нельзя садиться за руль хоть с каким-то содержанием алкоголя, а где-то можно выпить много и при этом не возбраняется управлять транспортом.

Полный запрет на управление машиной после употребления алкоголя в Чехии, Венгрии, Румынии, Словакии и Мальдивах. В Норвегии, Эстонии и Польше допустимый порог – 0,2 промилле. В Литве – 0,4 промилле. В Латвии, Австрии, Бельгии, Болгарии, Боснии и Герцоговине, Германии, Греции, Дании, Испании, Черногории, Хорватии, Италии, Монако и Нидерландах – 0,5 промилле. В Люксембурге, Лихтенштейне, Мальте и Сан-Марино – 0,8 промилле. В Великобритании, которая с недавнего времени перестала быть членом Евросоюза, те же 0,8.

Однако нужно понимать, что штрафы при этом могут быть заоблачными. Так что лучше не испытывать судьбу, садясь пьяным за рулем в этих странах.

Лишили “прав” за границей – значит, их лишили и дома

У некоторых водителей бытует мнение: можно накуролесить с алкоголем за пределами границ нашего государства, а в родной стране все равно остаться с “правами”. Это не так.

Согласно Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных правонарушениях Правил дорожного движения, водители-нарушители, лишенные “прав” в стране пребывания, будут также отстранены от управления и у себя на родине. Этот принцип касается шести видов нарушений:

– нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких телесных повреждений или материального ущерба.

– нарушение водителем транспортного средства обязанности оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия.

– управление транспортным средством в состоянии опьянения или под воздействием наркотических, а равно иных веществ, оказывающих подобное воздействие.

– невыполнение законного требования сотрудника милиции (полиции) об остановке транспортного средства.

– уклонение от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянение.

– передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

В общем, попались в России под мухой, лишили вас там “прав” – в Беларуси тоже будут ждать неприятности. Российские инспекторы направят запрос об исполнении наложенного взыскания. Никакой легализации материалов административного дела на территории другого государства не требуется. Материалы по делам об административных правонарушениях имеют такую же юридическую силу, что определено международным договором.

Эти правила действуют со странами-участницами Конвенции: Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией и Таджикистаном.

Наш вердикт

Для водителей, любящих пропустить бокальчик, за границей есть два пути. Первый – хорошо изучить законодательство и пороги штрафов в стране, куда собираетесь на отдых. Второй – не пить за рулем вообще, и тогда не придется ничего изучать и рисковать. Мы склоняемся ко второму варианту.