Не бит, не крашен, а по факту "биток" из США. Как дилеры продают восстановленные авто под видом идеальных

Не бит, не крашен, а по факту “биток” из США. Как дилеры продают восстановленные авто под видом идеальных

06.05.2020 в 13:26
Евгений Грачёв, ABW.by

В редакцию Автобизнеса постоянно обращаются читатели, которые в поисках автомобилей натыкаются на странные вещи. Машина не бита, не крашена, один владелец, но по факту оказывается, что это попросту восстановленное авто, ранее признанное погибшим в США.

Или, например, отличное состояние, подтвержденный пробег, ваше авто в зачет, а по факту это “убитый” автомобиль из Голландии… И таких предложений достаточно на многих рекламных площадках. По сути, автовладельцы в таких случаях приобретают “кота в мешке”, а продавцы на наводящие вопросы лишь кивают головой, расписывая свой товар в лучших красках.

“О “заокеанском” состоянии автомобиля никто ничего не сказал”

Денис: “Просматривал объявления о продаже автомобилей и столкнулся с ситуацией, когда бывшие в употреблении авто предлагают официальные дилеры, которые в описательной части своих предложений указывают отличное состояние, а по факту продают восстановленные “останки” того, что с конвейера сходило как автомобиль. С таким я столкнулся несколько раз. Порядочно ли с юридической стороны поступают такие дилеры? Я думаю, что вся подноготная данных предложений им прекрасно известна, но до покупателей эта информация не доводится.

Вот, например, что предлагает один из дилеров:

Прекрасный Chevrolet Malibu 2016 года выпуска за 12.700 долларов. Хочешь – кредит, хочешь – лизинг, выбирай на свой вкус и возможности. Состояние “отличное”, что в моем понимании – без серьезных ДТП и всяких там ремонтов. Порылся в интернете, зашел на некоторые аукционы, проверил по VIN – и нашел этот Chevrolet на аукционе Copart в Детройте, США, в таком виде:

Продан этот Chevrolet страховой компанией после ДТП с аукциона всего за 3100 долларов США. Полный ремонт автомобиля оценивался в 14.535 долларов плюс стоимость самого авто. Понятно, что вложили в итоге в восстановление этого экземпляра гораздо меньше, поскольку у нас этот Chevrolet выставлен за почти 13.000 “зеленых”, при этом все посредники еще и заработали что-то. Я набрал продавца по поводу этого предложения, вопросы задал, но о “заокеанском” состоянии автомобиля никто ничего не сказал.

Или вот еще интересный вариант:

Не бит, не крашен, а по факту "биток" из США. Как дилеры продают восстановленные авто под видом идеальных

Volkswagen Jetta VII 2018 года по цене 15.300 долларов США на площадке одного из официальных дилеров. Приобретен этот автомобиль ранее также на аукционе:

Торговался в штате Мэриленд и был продан за 4000 долларов. Его повреждения были весьма значительными, все подушки безопасности “выстрелили”. Повреждена передняя часть. Стоимость ремонта не указана, но оценочная стоимость такого авто не в аварийном состоянии была 15.350 долларов.

Практически за эти же деньги его продают у дилера уже в восстановленном виде. Описание – просто “с пробегом”. Но про первоначальное состояние предложения информации нет. Позвонил по объявлению, спросил о состоянии автомобиля, а в ответ – “состояние идеальное, не бит, не крашен”. Насколько сокрытие такой важной информации об истории автомобиля правомерно?”

Купить подешевле, вложить поменьше

Во многом к дилерам подобные автомобили попадают для продажи или берутся в зачет по системе trade in от физических лиц уже полностью отремонтированными. Версию о том, что они сами покупают авто на аукционах, ремонтируют и продают, тоже исключать нельзя. Тут чистый бизнес, если это приносит доход. Когда автомобиль принят на комиссию, есть несколько интересных моментов, указанных в Правилах комиссионной торговли непродовольственными товарами (далее – Правила).

“Прямо из Америки” автомобиль на комиссионную площадку не поставишь, так как принимаются на продажу только те автомобили, которые ранее стояли на регистрационном учете в Беларуси. Тут обязательное условие – наличие свидетельства о регистрации с отметкой о снятии с учета в связи с продажей.

Комиссионер перед приемкой такого “товара” должен проверить его техническое состояние. Если возможности нет (отсутствует яма или подъемник, необходимый инструмент и т.п.), то это можно сделать по договоренности с организацией, у которой есть разрешение на проведение гостехосмотра.

Помимо этого, для проверки создается комиссия, в состав которой входит собственник автомобиля. Результаты проверки отражаются в акте, в котором обязательно указывается состояние кузова с указанием дефектов, рамы, переднего и заднего мостов и прочее.

Никаких сведений о том, был ли автомобиль в ДТП, указывать не требуется, то есть оценивается только его текущее состояние. И если все работы по ремонту выполнены качественно, то авто получает “допуск” к продаже. А вот если выявлены следы некачественной сварки или ремонта основных элементов и систем автомобиля, перечисленных в Правилах как обязательные к оценке их состояния, то указать это в акте нужно обязательно. Предоставление акта такого осмотра технического состояния покупателю также обязательно. Не показывают – требуйте.

Если речь идет не о комиссионной торговле, а, допустим, организация или физлицо сами приобретают с аукционов аварийные автомобили, осуществляют ремонт и продают, то тут следует напомнить о нормах Закона о защите прав потребителей. Продавцу предписано сообщать покупателю необходимую и достоверную информацию о товарах. И если покупатель спросил о наличии или отсутствии фактов ДТП или восстановления автомобиля “из пепла”, то такая информация должна быть предоставлена.

Сообщать эту информацию или нет – сложный вопрос. Скорее всего, нет, поскольку в противном случае продать ранее битую машину будет весьма проблематично. А доказывать “знал или не знал” придется в суде. И если будет установлено, что продавец все знал, но при продаже утверждал, что машина “не бита, не крашена”, то это может являться основанием для расторжения договора.

Если же в объявлении сказано, что имеется “полная история автомобиля”, то это означает весь жизненный путь машины с конвейера завода-изготовителя до конечного покупателя, включая и стадию аукциона, и никак иначе – напомните об этом продавцу. Но даже если в объявлении не говорится о полной истории, то при приобретении автомобиля за 15.000 долларов у вас есть все основания спросить историю авто от начала до конца. Для некоторых покупателей сам факт глобального ремонта автомобиля уже считается неприемлемым.

С технической точки зрения ремонт автомобиля не означает, что авто не соответствует предъявляемым к нему требованиям по качеству и безопасности. Отремонтировать можно все, был бы толковый мастер. Если учесть, что это все же бизнес для тех, кто участвует в торгах на постоянной основе, то принцип “купить подешевле, вложить поменьше, продать подороже” никто не отменял. Поэтому нужно быть ко всему готовым.

В конце концов, никто не мешает сделать так, как сделал наш читатель Денис: вооружиться VIN автомобиля и провести какое-то время на просторах интернета. И что в этом случае “вылезет” на поверхность, никто не знает.