Доходы и колёса. Сколько ваших зарплат должен стоить автомобиль?

Доходы и колёса. Сколько ваших зарплат должен стоить автомобиль?

02.05.2020 в 20:42
Иван Кришкевич, ABW.by

Откуда пошла эта мысль, концов уже не найти, однако считается, что в развитых странах автомобиль должен стоить не более 6 (в иной интерпретации – 12) месячных зарплат, чтобы его владелец не становился заложником “вещизма”.

Доходы и колёса. Сколько ваших зарплат должен стоить автомобиль?

12, а лучше 6

Смысл идеи таков. Автомобиль (если не говорим про редкий коллекционный экземпляр) не является ни исторической ценностью, ни объектом инвестиций. В лучшем случае это рабочий инструмент, который помогает зарабатывать деньги. Для большинства владельцев это лишь транспортное средство, которое, безусловно, улучшает качество жизни и отражает социальный статус, но требует затрат и при покупке, и при дальнейшей эксплуатации. И вот эти самые затраты должны как-то соответствовать уровню доходов и не превышать некой его части. В противном случае не машина будет для тебя, а ты для машины.

И якобы эта логика работает для разных стран и большинства слоев населения, за исключением крайне бедных и самых богатых. Скажем, даже в богатой стране менеджер среднего звена может себе позволить новый автомобиль гольф-класса, но никак не премиумный бизнес-седан. А его начальнику вполне по силам покупка новой “пятерки” BMW, но Porsche Panamera не его уровень.

Наши реалии

Понятно, что у нас своя специфика, корни которой уходят в прошлое. Скажем, в середине 1970-х средняя зарплата в СССР приближалась к 150 руб., новый “запорожец” стоил около 4000 руб., “Москвич-412” – порядка 5000 руб., ВАЗ – от 5500 до 6500 руб. в зависимости от модели. То есть для рядового гражданина машина стоила не менее всех его зарплат за 2 года.

При этом сэкономить на покупке подержанного автомобиля можно было далеко не всегда: в условия жесточайшего дефицита 5-летние “жигули” с рук вполне могли стоить как новые… которые все равно в свободной продаже фактически отсутствовали, так как на них была очередь на несколько лет.

Понятно, что в такой ситуации покупка автомобиля для многих становилась чуть ли не событием всей жизни, хотя, конечно, достаточно было и тех, кто мог себе позволить менять автомобиль каждые несколько лет, но ведь и уровень доходов тоже наверняка позволял.

Сейчас номинальная начисленная средняя заработная плата в Беларуси находится на уровне 1200 руб., так что новый “бюджетник” стоимостью 24.000-28.000 руб. эквивалентен усредненной двухлетней зарплате. К счастью, разнообразие автомобилей сейчас куда больше, чем в советские времена, даже несмотря на все таможенные и прочие ограничения. Есть выбор и среди дорогих автомобилей, и среди дешевых. Но можно ли придерживаться “правила 6 зарплат”? Скорее нет, чем да, и вот почему.

Можно рассуждать о том, что для многих белорусов автомобиль – это не просто средство передвижения, а еще и отражение своего “эго”, способ самовыражения и так далее. Но думается, что основная причина – в существующем реальном уровне доходов.

Одно дело, если ты специалист IT-индустрии или топ-менеджер и получаешь на руки 4000-5000 руб. ежемесячно, и совсем другое, если зарабатываешь всего 600-800 рублей. Найти за 4000-5000 руб. автомобиль, который не превратится в “недвижимость” без постоянных вливаний, достаточно сложно, не говоря уже про желание удовлетворить свои требования по части комфорта, динамики, других потребительских качеств. Поэтому и увеличивается бюджет покупки, скажем, в полтора-два раза, чтобы ну хоть что-то приличное на “вторичке” найти. И это уже никак не 6 скромных зарплат.

Сколько-сколько?

На страничках в соцсетях был организован опрос, где белорусские автомобилисты ответили, во сколько зарплат обошёлся их последний автомобиль. В качестве примера приведём результаты опроса в группе ВКонтакте. Как видим, около трети ответивших потратили на покупку машины примерно годовой доход. Еще 15,5% выбрали вариант с двухлетней зарплатой, а 23% понадобилось еще больше времени работать, чтобы приобрести автомобиль. И лишь около трети проголосовавших вписались в 6-месячный доход, причем часть из них (10,5%) даже смогла купить машину за три зарплаты.

Valera Aladka: Езжу на почти двухмесячной зарплате, и меня моя машина устраивает.

sasha.zenkovich: Учитывая, что стипендия 120 р, то 37.

weezyfbabyblr: Когда покупал, стоила как раз 6 зарплат, а сейчас выросла до 9…

aleksandrskulovers: Машина меня разорила, потом сломалась, теперь стоит под домом 🙂

Max130680: У меня две машины – первая стоила 18 зарплат, вторая – 1,5 🙂

senjzu: Было 6, стало 10.

Найти свой уровень

Пообщавшись с опытными автомобилистами, мы подобрали несколько показательных, на наш взгляд, историй на тему стоимости автомобиля в привязке к доходам.

“Был студентом, подрабатывал, наскреб на старые “жигули” за 200 долларов. Но это конец 1990-х, это тогда две зарплаты средних было, а моих подработок, наверное, 5-6 было. Поэтому уже после универа устроился работать, сменил “жигулятор” на Golf II за 800 долларов – и это 4 мои зарплаты на те времена.

Потом еще машины менял, постепенно рос в их качестве, но и доходы выше становились. Так что, наверное, в 5-6 зарплат почти всегда вписывался. Сейчас Focus свежий за 10.500 купил, но перед очередным витком “чудес” и доход был под 1500 долларов, так что тоже, считай, вписался”, – рассказывает Константин.

“Первая машина 20 лет назад стоила 19 зарплат, вторая была на год старше и в 2,5 раза дороже, но обошлась в 15 зарплат. Потом уровень доходов немного рос, но и других расходов хватало, поэтому я как-то увлекся “старичками” – и они стоили 4-6 зарплат. Было весело, но они порой выбешивали внезапными поломками. Я понял, что от “ретро” устал.

Поэтому следующая машина была абсолютно новой – и обошлась чуть дороже годового дохода. Это было по-своему круто: я просто ездил и ни к чему не прислушивался, а к друзьям-“гаражникам” только на кофе приезжал. Но именно ее я безвозвратно потерял (угнали!), так что следующий автомобиль сгоряча купил по принципу “абы ездил”. Сначала он обошелся в пол-зарплаты, но быстро наверстал упущенное вложениями в ремонт, и вскоре я от него избавился. Хотя там тоже был свой кайф: ездишь как хочешь, идешь в магазин – окна-двери можно не закрывать…

Сейчас пришел к некой золотой середине. Точнее, практически вернулся к “старичкам”, только не таким дряхлым. Пусть обойдется в полугодовой доход, но мозги не компостирует. Вот только рубль упал, так что для будущей покупки или количество зарплат надо увеличивать, или сами доходы”, – рассуждает Николай

“Первые мои машины стоили дороже, чем я мог себе позволить, и их обслуживание было для меня слишком накладным. – вспоминает Алексей. – Я помню постоянные “напряги”, когда надо было ехать в ремонт, потому что что-то скрипит, что-то стучит, мне некомфортно ездить на такой машине. Но я понимаю, что это 200 долларов, а для меня это деньги. Да, я тогда просто мало зарабатывал. Но я помню те впечатления: езжу – и парюсь. Это как носишь красивую обувь, которая выглядит отлично, но постоянно натирает.

Потом стал зарабатывать больше, но и машина стала дороже, и уровень расходов на содержание был весомым. Когда запускал свой бизнес, какое-то время жил практически на накопления. Стоимость машины была для меня достаточно большой. И я понимал, что если случится что-то, авария или серьезная поломка, то я не смогу ее отремонтировать, для меня это будет проблемой.

Поэтому я захотел машину с меньшим расходом топлива и чтобы ее ремонт был более доступным. Нынешний автомобиль покупался как временный “бюджетный” вариант. Но сейчас я понимаю, насколько мне комфортнее и спокойнее ездить на такой машине.

Теперь, даже когда доходы вновь возросли, это является моей концепцией отношения к автомобилю, который стоит 3-4 мои нынешние зарплаты и который можно легко себе позволить обслужить. С таким подходом я получаю гораздо меньше напряжений, связанных с расходами, самой машиной. Я не переживаю по поводу того, что с ней может что-то случиться, и получаю гораздо больше удовольствия от жизни. Вопрос не в автомобиле. Если я хочу машину лучше, я должен зарабатывать больше”.

Наш вердикт

Вписать стоимость машины всего в несколько своих зарплат удается далеко не всем – слишком скромны наши доходы или высоки пожелание к личному автомобилю, – но оптимальный баланс находится не всегда. Говоря же о стоимости автомобиля применительно к доходам, неплохо бы помнить и о второй составляющей – расходах.

В любом случае, если вы чувствуете, что работаете только на бензин и запчасти, либо смените работу на более денежную, либо поменяйте автомобиль на более доступный.