Белорус поехал на заработки водителем в Польшу - и остался должен нанимателю. Так выглядит "рабство"?

Белорус поехал на заработки водителем в Польшу – и остался должен нанимателю. Так выглядит “рабство”?

12.03.2020 в 21:29
Евгений Грачёв, ABW.by

В поисках лучшей жизни или работы белорусы готовы покидать насиженные места и ехать за границу. Только результат может быть совсем иным, чем рассчитывали изначально. История дальнобойщика Андрея тому пример.

“Предпочтение якобы отдают белорусам”

Андрей: “Нет смысла объяснять и рассуждать об экономическом состоянии, особенно в регионах, все и так все видят, поэтому сразу к делу. А дело такое: я дальнобойщик, но остался без работы, как и некоторые мои коллеги. У нанимателя просто не было заказов, поэтому обеспечить сытое существование своих сотрудников он в современных реалиях не смог.

На родине поиски работы результата не принесли, а семья ждать не могла, пока я соизволю зарплату домой приносить. И тут в разговоре с очередным коллегой мне сообщили, что есть некая фирма в Польше, которая ищет в штат водителей-дальнобойщиков для грузоперевозок по странам Евросоюза. Предпочтение якобы отдают белорусам, так как они более старательные и ответственные. Поскольку иных вариантов не было, получил контакты, созвонился, и началась моя зарубежная эпопея.

“Как хозяин с провинившимся псом”

Наниматель находился в городе Лохув – теперь я называю его созвучным словом. В фирме предложили работать водителем на грузовом автомобиле полной массой до 3,5 тонны. Поскольку “рекомендации” моего знакомого до новоиспеченного работодателя уже дошли, то меня особо ни о чем не спрашивали. Оформили какие-то документы – и в путь.

В первый же трудовой день меня посадили на машину и велели ждать примерно сутки. Тон, которым было “велено ждать”, сразу смутил – хамоватый и повелительный до невозможности, как хозяин ведет себя с провинившимся псом. Ладно, думаю, может характер у “пана” такой, переживу. Началась моя жизнь в машине, как я понял.

На второй день мне было велено отогнать машину в сервис, чтобы приготовить ее в рейс. Все сделал как потребовали, однако немного заблудился, поскольку искомый адрес автосервиса навигатор истолковал двояко. Опоздал к назначенному времени минут на тридцать.

Данный факт вызвал бурное недовольство “пана”: крики в телефонную трубку то на русском, то на польском (нецензурщина в основном на русском, что неудивительно), угрозы наказать “рублем” и прочее. Решил списать все это на сложности человеческого характера, так легче и проще. В сервисе три фильтра и масло меняли буквально весь день, все это время я сидел в кабине автомобиля. И тут стал осознавать, что началась жизнь, когда, скорее всего, не будет возможности толком ни поесть, ни даже попить. Но эти мысли старался отогнать в сторону.

“Через таможню и в тюрьму?”

Меня отправили в город Марки, где я провел около суток, так как мне искали загрузку. Организация работы, как вы поняли, оставляет желать лучшего. Когда в Беларуси трудился, у нанимателя каждый день простоя автомобиля сродни трагедии – это же упущенные деньги. А тут – сутки здесь, сутки там, сутки ждешь. Странно. В общем, нашли чем загрузить – нужно было перевезти типографский станок, при этом постоянно торопили, чтобы я не опоздал. Я успел, но дальше мне пришлось ждать 5 часов. Пункт назначения был под Амстердамом, ехать пришлось около 18 часов, следует сказать – без перерыва.

По телефону работодатель постоянно понукал и торопил, хотя ехал я максимально быстро, не нарушая скоростной режим. Штрафы в Европе те еще, а мне пригрозили изначально, что будут вычитать их из моей зарплаты. После разгрузки на складе меня отправили на стоянку, где я провел уже по привычке еще около 4 часов. Усталость дала о себе знать – я заснул, в связи с чем не увидел на телефоне SMS от “пана”.

“Пан” решил позвонить. Естественно, он орал и матерился, но подумать о том, что водителю нужен отдых, он не соизволил. Ладно, поехал на загрузку и дальше в рейс в Швейцарию. В понятно каком состоянии я доехал до границы Германии и Швейцарии, устал так, что еле держался. А там таможня, но работодатель об этом просто не знал. Меня отправили в отстойник ждать. Все деньги, что были у меня на телефонном счету, я проговорил с нанимателем, остались только входящие звонки, да и то ненадолго.

“Хозяин жизни” мне ничем не помог, да и не хотел, только кричал и спрашивал, почему стою. “А мне что, – говорю в ответ, – через таможню “прорываться” и сесть затем в тюрьму, хоть и европейскую?” После долгих поисков я нашел русскоговорящую работницу таможни, которая помогла подать документы в экспедицию. Спасибо ей, но все равно это заняло довольно много времени.

К месту разгрузки приехал с небольшим опозданием, но для нашей профессии это дело обычное, ведь никогда не можешь знать наперед ни дорожную обстановку, ни сколько будут тебе оформлять необходимые документы. После разгрузки в машине сработал зуммер, замигал щиток приборов. Проверил масло, антифриз, тормозную жидкость – все на уровне. Звоню работодателю, хотя просили не звонить – в Швейцарии связь очень дорогая. Все объясняю, а в ответ та же ругань и матерщина. Сказали: если масло в норме, поезжай, а за опоздание будет штраф.

Еду на следующую загрузку в Швейцарию. Горы, леса, озера – красивый пейзаж, не нарушаешь ничего. Но осознание того, что снова не успеваешь, а успеть просто невозможно, и предстоит нелегкий разговор с “паном”, портит все настроение.

“Хоть на самолете перевози”

Груз загрузили, но с документами на него возились очень долго, а это значит, что в назначенные сроки не уложусь, хоть ты на самолете перевози. В общем, в подобном духе закончилась та неделя. В субботу и воскресенье я отдыхал на стоянке под Дортмундом. Отдых был своеобразным, так как сочетался со звонками нанимателя и “угрозами”, что дадут мне ещё один шанс исправиться.

В понедельник все сначала. При загрузке товара возникло непонимание между моим работодателем и отправителем груза, по этому поводу они ругались между собой по телефону около часа – не договорились. Переночевал неподалеку, в населенном пункте под названием Альдинген.

Задания и указания обычно я получал в виде SMS и MMS. Телефон выдали старой модели, что стало причиной пропуска пункта дозагрузки, так как MMS в дороге просто не дошло. С горем пополам дозагрузился и выполнил рейс в соответствии с заданием.

“Ты не первый такой и не последний”

Работодатель решил меня все же уволить, но до этого поручил произвести еще одну перевозку груза, после которой пообещал меня рассчитать за фактически отработанное время и отправить восвояси. История та же: рейс, ругань, загрузка, опять скандалы, мат – и так на всем протяжении до окончания рейса. Но до “окончания” по просьбе “пана” пришлось совершить еще три небольших рейса. За деньги, конечно, по его словам. Состояние – никакое.

В офисе меня ждали. И пока я отчитывался за поездки, мне выставили штрафной счет, который “перекрыл” всю мою зарплату аж на тысячу евро, то есть штрафов каких-то насчитали больше зарплаты. Как так? Я же сутками не спал, жил в машине, а все опоздания происходили из-за плохой организации рейса со стороны нанимателя. “Пан” орал так, что это нужно было слышать.

Я попросил на руки документы о штрафных санкциях – не дали. Трудовой договор мой покажите (копию мне не вручали) – не дали. Вообще ничего из документов. Но я был не один такой. Как сказал сотрудник фирмы, “ты не первый и не последний, до тебя тут тоже было таких”.

И мне все стало понятно. Это просто форма “рабства” такая. Ты устраиваешься на работу, тебя ставят в такие условия, в которых в условленные сроки ты даже теоретически не успеешь выполнить задание, вдогонку – штрафы и прочее, а на выходе получается, что ты работал бесплатно, да еще и остался должен. “Пошел вон”, в общем. Благо были остатки денег, чтобы добраться домой, а то “бомжевал” бы по Европе”.

От редакции

Во избежание подобных историй, перед принятием решения о трудоустройстве за рубежом, нужно тщательно проверять потенциального работодателя. Существуют различные международные программы, например «Ла Страда», где работают эксперты и консультанты в области безопасной миграции, трудоустройства за границей и противодействия торговле людьми. Связаться с ними можно даже из-за рубежа, но желательно сделать это «до», а не «после». На сайте организации существуют пошаговые инструкции, как белорусу получить работу в конкретной стране, в том числе в Польше, какие документы при этом нужно оформлять и что делать, когда зарубежный наниматель не выплатил зарплату.

Если же вы собираетесь трудоустраиваться за границей через специализированную организацию в нашей стране, необходимо знать, что такие организации подлежат лицензированию в Департаменте по гражданству и миграции МВД Беларуси, который осуществляет над ними контроль. Перечень организаций, допущенных к такому виду деятельности, можно посмотреть на официальном сайте МВД.