Договор – это основа отношений между продавцом и покупателем, но основа эта должна быть законной, что бывает, увы, не всегда. Евгений Грачев рассказывает подобную историю.
Никому не показывать
В редакцию Автобизнеса обратился читатель Александр, который чуть более года назад приобрел у столичного дилера автомобиль LADA Vesta. Радость от покупки была недолгой – часто приходилось ремонтировать авто по гарантии.
Александр: “Когда всё это порядком надоело, я сообщил дилеру, что обращусь к знакомому юристу для оформления официальной претензии о постоянных поломках. Меня выслушали внимательно и сообщили, что в соответствии с договором купли-продажи автомобиля его, то есть договор, предоставлять посторонним лицам запрещено. Если это условие нарушить, то мне выпишут штраф в размере 10 процентов стоимости автомобиля. Это разве законно?”
От редакции
Мы, конечно же, посмотрели договор между Александром и автосалоном – и немало удивились тому, что там написано. Продавец, естественно, может определять условия договоров, но условия эти с потолка брать не получится – все должно соответствовать закону.
А вот и тот самый пункт договора купли-продажи, которым запрещено даже просто предоставлять другим лицам копию договора и сообщать его условия:
По логике дилера, если гражданин обратится, допустим, с этим договором к адвокатам, чтобы те разъяснили ему тонкости юридических условий, которые покупатель понять не в состоянии в силу отсутствия юридического образования, то это уже нарушение условий договора, после которого последует штраф 10% стоимости автомобиля.
Ответственно заявляем, что данный пункт договора ничтожен, то есть, говоря простым языком, он недействителен, поскольку не соответствует законодательству, а именно ст.19 Закона РБ “О защите прав потребителей”
Таким образом, если продавец решит ограничить покупателя в его правах и пропишет это в договоре, то такие пункты договора недействительны в силу законодательства. Разве продавцы об этом не знают?
Думаем, что знают, просто они любят “пугать” своих клиентов. Да и что может быть секретного в договоре на приобретение автомобиля? Ничего. Мы сталкивались со случаями, когда продавцы автомобилей называли условия договора купли-продажи коммерческой тайной. Однако в соответствии с законом о коммерческой тайне, чтобы что-то было этой самой тайной, необходимо наличие одновременно нескольких условий, в том числе сведения не должны быть распространенными, общеизвестными, легкодоступными и прочее. Автомобили продаются тысячами, соответственно и договоров подобных тысячи, а значит, эти сведения имеют неограниченный круг распространения.
Со своей стороны редакция Автобизнеса, в отличие от нашего читателя Александра, дочитала договор на приобретение им автомобиля до конца и нашла еще несколько весьма занимательных моментов.
Как “косяк” стал форс-мажором
Так, продавец очень оригинально определил, что такое форс-мажор. Это по общепринятым правилам те обстоятельства, которые не зависят от воли сторон, то есть стихийные бедствия, военные действия и т.д., при которых выполнить условия договора не представляется возможным.
Но дилер LADA к таким обстоятельствам отнес и действия производителя автомобилей, такие как отсутствие запчастей, в результате чего в установленные законом сроки он не может вовремя отремонтировать автомобиль по гарантии. Это что-то новенькое и очень оригинальное.
Напомним, что в соответствии со ст.14 Закона РБ “О защите прав потребителей” изготовитель обязан обеспечить возможность ремонта товара и поставку запасных частей в ремонтные организации в необходимых объемах и ассортименте, а после снятия товара с производства – в течение всего срока службы товара. И обеспечивать выполнение данных условий должен не только изготовитель автомобилей, но и продавец (п.3 ст.14 Закона).
Так что отсутствие запасных частей на автомобили – это никакой не форс-мажор, а “косяк” продавца и изготовителя товара, то есть нарушение закона. 14 дней – это тот срок, в течение которого продавец обязан безвозмездно и незамедлительно устранить недостатки товара. Или 30 дней по письменному согласованию с покупателем. И все.