Первый электрический автобан для грузовиков открылся в Германии. За троллейвозами будущее?

Первый электрический автобан для грузовиков открылся в Германии. За троллейвозами будущее?

13.05.2019 в 10:27
Сергей Грищенко, ABW.by, фото: picture-alliance/dpa/S.Stein, newsroom.scania.com, BMUB/Sascha Hilgers

Первый электрический автобан с подвесной контактной сетью для грузового автотранспорта открылся во вторник, 7 мая, в федеральной земле Гессен – с гордостью сообщают многие СМИ Германии.

Возможно, “автобан” – это слишком громко, ведь речь идет всего лишь об электрифицированном участке длиной 5 км на трассе A5. Тем не менее этот отрезок дороги между Вайтерштадтом и Мёрфельденом должен послужить прообразом для автобанов будущего – в перспективе все магистральные трассы Старого света могут обрасти контактной сетью и тогда в Европе наступит эра троллейвозного транспорта.

Экспериментальные работы с электрифицированными грузовыми автомобилями, способными передвигаться за счет электроэнергии, получаемой от воздушной контактной сети, ведутся в Европе уже давно. Например, Scania свой первый троллейвоз построила совместно с концерном Siemens еще в 2013 году. Этой темой также занимается и Mercedes-Benz.

Троллейвоз Scania на сегодняшний день – это магистральный тягач, оснащенный гибридной дизель-электрической силовой установкой и пантографными токоприемниками, которые смонтированы на раме позади кабины и позволяют подключаться к контактной сети наподобие старомодного городского троллейбуса. Однако в отличие от троллейбуса троллейвоз Scania к проводам не привязан и может подключаться к контактной сети и отключаться от нее в движении, не теряя ни времени, ни скорости.

Высокая мобильность и автономность – отличительные черты этого нового транспортного средства. За пределами электрифицированного шоссе троллейвозы Scania могут приводиться в движение либо двигателем внутреннего сгорания, либо электромотором за счет запасенной в батареях электроэнергии.

С обгоном других транспортных средств на электрифицированном шоссе также никаких проблем: троллейвоз автоматически отключается от сети, совершает маневр на опережение за счет гибридной силовой установки, затем возвращается на свою линию и продолжает движение на чистой электротяге – подключается пантограф к сети также автоматически.

Летом 2016 года электрогрузовики Scania, оснащенные “рогами” с пантографами, вышли на испытательную трассу, которая была устроена в центральной части Швеции на участке европейской автомагистрали E16 в районе города Евле – здесь контактной электрической сетью был оборудован отрезок протяженностью два километра.

Запуск 5-километрового электрифицированного участка на трассе A5 в Германии – это новый виток в развитии перспективного проекта, в реализации которого, кроме дорожного ведомства Гессена, задействованы также технический университет Дармштадта, компании Siemens Mobility и ENTEGA. Как сообщает “Немецкая волна”, федеральное министерство охраны окружающей среды Германии выделило на создание электрического автобана 14,6 млн евро и дополнительно 15,3 млн евро – на его испытания, которые продлятся до конца 2022 года. Всего же к настоящему времени ведомство выделило на разработку электрогрузовиков уже более 70 млн евро.

В будущем планируется построить подвесные контактные электросети еще на двух отрезках автобанов – в землях Шлезвиг-Гольштейн и Баден-Вюртемберг.

Выход грузовых троллейвозов на дороги общего пользования – это новый этап в развитии кондукционной технологии Siemens, которая в перспективе может совершить настоящую революцию в сфере магистральных автоперевозок.

Преимущества электрифицированных грузовиков неоспоримы: во-первых, существенное сокращение затрат на эксплуатацию, так как потребление энергии уменьшается как минимум наполовину; во-вторых, экологичность – вредные выбросы от сгорания ископаемых видов топлива снижаются на 80-90%.

Обсуждение