Смотанные пробеги, сплошь битые и крашеные — как найти «честную» машину на белорусском авторынке

Смотанные пробеги, сплошь битые и крашеные — как найти «честную» машину на белорусском авторынке

10.02.2019 в 12:56
Илья Красовский, "Республика", фото: Владимир Шлапак

Ещё три десятка лет назад «Весёлые ребята» в своей песне пророчили, что автомобили буквально всё заполонят, — так и вышло. У кого машины нет — хочет её купить, а у кого она есть — продать. По весне всё оживает, в том числе и спрос на авто. Известное выражение Генри Форда «лучшее авто — новое авто» не оспоришь. Но если денег впритык, а хочется более-менее солидную и свежую бричку, выбор падёт на трёх— пятилетние автомобили. Правда, сделка на вторичном рынке машин — настоящая лотерея, в которой у покупателя шансов выиграть куда меньше, чем у продавца. Дабы оценить такие шансы, корреспондент «Р» вместе с экспертом автоподбора компании auto-select Евгением Воробьёвым отправился на рынок «Малиновка» искать «честные» машины.

Инструментарий автоподборщика — толщиномер и прибор автоматической диагностики «Лаунч» для считывания ошибок

Отмотать годы вспять

Оказывается, смотать пробег абсолютно несложная процедура. Вбиваем поисковый запрос — перед глазами выскочили десятки предложений за несколько десятков долларов провести не столь хитрую манипуляцию: стереть ошибки в блоках управления и данные о пробеге. Наиболее ленивые кустари разбирают приборную панель и просто заклеивают лампочку, которая алым светом кричит об ошибке. Это уже высший пилотаж наглости.

На «автомалиновке» в будний день немноголюдно. От былых ажиотажных времен и следа не осталось — рынок обмельчал. Частные лица на рынке свои машины не продают. Площади поделили 11 автохаусов, так и стоят по рядам. Они крупные перегонщики. Их машин здесь 90 процентов. Остальные — мелкие перекупщики — пригоняют одну-две машины в месяц. Продавцы греются в киосках-офисах, как заприметят потенциального покупателя — стремглав спешат к нему. Фотокамерой не светим, чтобы не «раздавить капсулу времени», — народ здесь норовистый, многие в спортивных костюмах, с манерами из 1990-х.

Жаль, что во многих случаях «потенциальный покупатель» равно «потенциальный обманутый». Перекупщик может заработать только на машине с дефектом — аксиома. Разница лишь в серьезности дефекта. Круглые сутки перекупщики выискивают «сладкие» частные объявления в интернете и не медля выезжают за машиной. Вряд ли вы в будний день сорветесь на другой конец страны хотя бы осмотреть машину, а перекупщик — может. До последнего будет сбивать цену и аргумент с собой прихватит железный — вся нужная сумма и наличными.

А дальше предпродажная подготовка: бывает, завышает год, намазывает шпатлевкой, подкрашивает, скручивает пробег, перешивает руль, чернит резину и далее в таком же духе. Машина цветет и пахнет, куколка! Однако такие трюки на нас не сработают — мы будем выбирать автомобиль умом, а не сердцем и глазом.

Из России с любовью

На рынке — машины из Европы, Америки и России, из которой приехало 70 процентов вторичного рынка.

— Если вы не разбираетесь в машинах совсем, почти наверняка вам продадут авто с отмотанным пробегом и юридически нечистое, — неутешительный тезис от Евгения Воробьева.

Раньше он сам гонял машины, теперь по другую сторону баррикад. Плавал — знает. Разные бывают и эксперты. Некоторые в сговоре с продавцами. И верь после этого людям. Все же Евгений настойчиво рекомендует выбирать автомобиль только с автоэкспертом, а в России еще и с проверенным специалистом, которому вы можете доверять.

На календаре уже 2019-й, а у машин чуть ли не бальзаковского возраста пробег около ста тысяч километров, словно их законсервировали специально для вас и вдруг решили снять чехлы, сдуть пыль и выгнать из гаража прямо на рынок. Нужно хотя бы заставить себя смотреть правде в глаза: даже у пятилетней машины такой относительно скромный пробег — редкость. По факту нужно эту цифру умножить на полтора, два.

У «европеек» нужно внимательно смотреть на таможенные отметки. Важно, через какую страну она к нам приехала. Выбор невелик — Литва или Польша. В Литве самая дешевая логистика в Европе. Страна еще с перестроечных времен стала перевалочной базой, где дефектные авто «шаманят». Словом, если машина ехала из той же Германии аж несколько недель и ввезена через Литву — почти наверняка она была битая.

Не менее важно и глянуть бриф (паспорт авто с отметками о прохождении ТО. — Авт.), убедиться в его оригинальности. В каждой стране он разный, многие, как и я, даже не знают, как он выглядит. А нечистый на руку продавец на голубом глазу будет подсовывать свежераспечатанный на принтере бриф, ни один его нерв не дрогнет. Простой покупатель и другое упускает из виду. Например, неродные стекла или измененный номер рамы.

Перекупщики такие перекупщики: экономят даже на лафете. Из России новые машины гонят своим ходом, отсоединяют фишку блока ABS. В продаже машина «нулевая», а по факту тысячу-другую километров уже намотала. Мелочь, но неприятно

Осмотр — дело тонкое

Как цыганка по руке всю «правду» о вас расскажет, так мы по VIN-номеру о машине всю историю узнаем: где была, кто ей владел, не в залоге ли у банка, нет ли криминального следа — двойника в России, а то дальняя дорога может ей грозить. Если в залоге у нашего банка, даже с учета не снимут. Это хорошо. Если же у российского — проверяйте сами, на учет поставят. Тревожно только, что некоторые мелкие российские банки и вовсе не предоставляют в базу информацию о лизинге. Пока бывший владелец исправно платит, проблем нет, перестал — закрутится маховик разбирательств.

Бесплатные российские базы, чтобы проверить залог: ГИБДД.рф и реестр-залогов.ру. Инспектор отдела по агитации и пропаганде ГАИ ГУВД Мингорисполкома Роман Лашкевич пояснил, что у нас такой сайт проверки тоже есть — реестр-залогов.бай. За прошлый год в нашей стране нашли 20 двойников: оригиналы у нас, «подделки» в России — ездили с перебитыми VIN-номерами.

Что ж, приступим к осмотру. Инструментарий автоподборщика: толщиномер и прибор автоматической диагностики «Лаунч» для считывания ошибок.

О дефектах как на духу, понятно, никто из продавцов не признается. Но оставляют себе пути отхода лаконичной фразой — «смотрите сами», мол, насколько смог проверить, машина — просто класс.

При проверке лакокрасочного покрытия счет идет на микроны. Вот переливается голубизной в лучах зимнего солнца «Форд», чистокровный «американец». Однако Евгений Воробьев, лишь окинув его взглядом, вынес вердикт — передняя часть битая и не в камере покрашена. Проверили прибором — двери и крыша 120, а крыло и капот целых 1000 микрон шпатлевки — щедрый такой мазок. Это косметические проблемы и не самое страшное. Есть сборки из нескольких машин и битые в круг авто, у которых стойки повреждены и нет подушек безопасности. В такие машины действительно опасно садиться.

Идем дальше. Приглянулся черный как ночь «Рено». 2011 год, пробег указан 157 тысяч километров. Ой ли… Евгений Воробьев снова не в бровь, а в глаз бьёт:

— Фары мутные, руль перешит, пробег явно смотан.

Так и оказалось, пробег минимум 267 тысяч километров, кроме того, ошибки по блоку ABS и электрике. «Рено», ты нас подвел и огорчил. Напротив, словно сжавшись от пронизывающего ветра, ютится бюджетная малолитражка «Хендэ», только пригнана из России. Ждет своего хозяина за 8950 долларов. Уместный торг у капота. Родная краска, честный пробег. Так заявлено, и это оказалось правдой. Машина 2015 года, один хозяин в России, без аварий и кредитного шлейфа.

Через несколько рядов нашли её «сестру», такая же «Хендэ», тот же цвет и год выпуска, даже цена копейка в копейку. Разве что объем двигателя больше на 200 кубических сантиметров, пробег чуть меньше и комплектация богаче, с литыми дисками и противотуманными фарами. Продавец как пчелка вокруг нас вьется, беспрестанно нахваливает машину. Мы ушами и глазами не любим, интересуют только сухие данные. Казус не заставил себя долго ждать — компьютер показал, что объем двигателя не 1.6, как заявлено, а 1.4. Продавцу — данные в глаза, а ему все божья роса, эталон невозмутимости: «Подумаешь, какая разница». Действительно! Ну хотя бы год честный и пробег.

Из восьми осмотренных нами автомобилей у четырех был скрученный пробег, а у трех — крашеные элементы, о которых продавец тактично умолчал. Четыре машины таили мелкие ошибки в блоках управления. И лишь одна-единственная оказалась «честной» машиной, настоящий бриллиант в море автошрота.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.

Обсуждение