Планируется сделать взимание дорожного сбора по заявительному принципу. Будет ли работать система?

Планируется сделать взимание дорожного сбора по заявительному принципу. Будет ли работать система?

Введение госпошлины за выдачу разрешения на допуск машин к участию в дорожном движении — пресловутый дорожный налог — в своё время наделало немало шума. Одним из побочных эффектов стал достаточно массовый отказ от прохождения технического осмотра, к которому уплата пошлины и привязана: по статистике, до станций техобслуживания доехало менее половины всего зарегистрированного в стране транспорта. Логика водителей понятна: лучше платить умеренные штрафы (если остановят) за непройденный техосмотр, чем раскошеливаться на довольно ощутимую сумму. Теперь в системе дорожных сборов грядут перемены.

Фото: БелТА

Планируется сделать взимание пошлины по заявительному принципу: хочешь выехать на дороги общего пользования — плати хоть каждый месяц. Не пользуешься трассами — и тратиться нет нужды. Будет ли работать система и есть ли альтернативные решения?

Дорога со многими неизвестными

Юрий Важник, председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте

Я полностью согласен с одним — платить за пользование дорогами нужно. Это общемировая практика в любой сфере жизни — кто-то оказывает услуги, а кто-то за эти услуги платит. По-другому нельзя. Но у меня возникает резонный вопрос: сколько конкретно нужно платить? Причем важнее знать, почему именно столько? К сожалению, детальный внутренний механизм не представлен публично. Техническая сторона вопроса забивает экономику и менеджмент. Нужно уметь просчитывать не только цифры и проценты, но и психологическую реакцию. 

А также эффект от перемен. У нас во многих хозяйственных сферах есть одна особенность. Почему-то всегда считают только затраты, но не выгоды. Для примера. Многие специалисты могут быстро и довольно точно прикинуть сметную стоимость дороги — количество песка, асфальта, услуги техники, рабочая сила. Допустим, это 1 миллион рублей. Но мало кто может сказать, что именно покупается за этот миллион? А вдруг новая дорога принесет пользу на 1 тысячу рублей? Стоит ли её вообще строить, чтобы потом содержать, ремонтировать? А может быть, её можно построить дешевле? И содержать в худшем состоянии? А вдруг это всех устроит? И тогда пресловутую пошлину удастся уменьшить со 100 условных рублей до 20. Проблема с взиманием её отпадет сама собой. Но для этого нужно уметь считать не только расходы, но и потенциальные доходы. 

Теперь о мировом опыте. Зачем вообще нужно налогообложение? Первая функция любого налога — финансовая. Это компенсация затраченных ресурсов, оплата предоставленных услуг и так далее. Эта функция самая прямая и очевидная, и, как правило, именно вокруг неё скрещиваются копья оппонентов. Однако есть и другие функции — не такие очевидные, однако намного более важные и весомые. Например, регулирующая. При помощи инструментов налогообложения можно управлять ситуацией в транспортной сфере. Согласитесь, что выбор налоговой базы (транспортное средство, топливо или плата за проезд/парковку), а также соотношений с другими сферами, очевидно, по-разному повлияет на пользователей дорог. Но эти функции практически невозможно гармонично реализовать без так называемого социального договора между властью и гражданами. Только создав некий образ, который более или менее устроит обе стороны, можно добиться эффективного налогообложения. У нас же с этим существуют некоторые проблемы. Какую конечную цель преследуют разработчики системы дорожных сборов? Сколько средств, а главное, почему хотят в итоге собрать с автомобилистов? Какой бы благой ни была цель, но она будет сложно достижима без соблюдения социального договора. А он подразумевает под собой подробные разъяснения необходимости, логики и справедливости перемен. Неэффективное публичное взаимодействие — также причина, по которой после нововведений может остаться неприемлемое количество недовольных.

Есть ещё одна причина, связанная с методами контроля. Базовое, если хотите — золотое — правило любого механизма контроля — расходы на него должны быть меньше, чем результативность. А высокий уровень принуждения — обычно результат плохого норматива и, как следствие, дорог и малорезультативен. Опять же, у нас никто толком не мониторит этот аспект. Вернее, анализ проводится, но исключительно с технической точки зрения: грубо говоря, сколько водителей по итогу заплатит пошлину, а сколько заработает штраф за её отсутствие. Но ведь основная функция контроля заключается в том, чтобы максимально снизить желание стать нарушителем, а не наказать их как можно больше. У меня вызывает сомнения эффективность технических средств (камер фотофиксации), на которые планируют сделать ставку. Беспристрастный автомат способен лишь фиксировать нарушение, способствовать наказанию. Но он не в состоянии настроить комфортные и справедливые отношения между миллионами людей, которые, в конце концов, содержат своим трудом и деньгами дорожно-транспортную систему, зачастую такую несовершенную и неэффективную. А ведь это самое важное.

Принципы справедливости

Андрей Рыбак, председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания

К депутатам постоянно поступают обращения граждан, наших избирателей, с критикой порядка уплаты госпошлины за допуск к участию в дорожном движении, или, как её называют в народе, “дорожного сбора”. Аргументы повторяются: “езжу несколько месяцев в год или собираюсь продать автомобиль в течение года, а платить нужно всю сумму за целый год”, “и рад бы платить, но не могу собрать одномоментно такую сумму”. Понимая, что эти причины неплатежей, а соответственно и непрохождения техосмотра, скорее носят объективный характер, мы и выступили инициаторами изменений.

Теперь о проделанной рабочей группой (депутатов, представителей Министерства финансов, других заинтересованных ведомств) работе по изменениям в системе взимания госпошлины. Есть ли альтернативы решению отвязать уплату пошлины от прохождения техосмотра и сделать ее по заявительному принципу? Поверьте, мы проработали массу альтернатив, рассмотрели все предложения общественности. Наиболее перспективным многим казалось включение пошлины в стоимость топлива. Концерн “Белнефтехим” представил нам данные о продажах топлива. Расчеты показали, что в таком случае придется увеличить стоимость топлива как минимум на 12 процентов. Будет ли в этом случае соблюден принцип справедливости по отношению ко всем без исключения участникам дорожного движения? Сегодня для отдельных категорий граждан предусмотрены льготы при уплате госпошлины. А топливо им придется покупать на общих основаниях. Получают развитие газомоторные автомобили, транспорт на электрической тяге, владельцы которого также эксплуатируют дороги, но не покупают топливо. Как быть с ними?

Ещё одно предложение — введение налога наподобие тех, что мы платим за недвижимость, землю и так далее. Это просто: есть зарегистрированная на тебя машина — будь добр, заплати определенную сумму. Тем более что придумывать ничего не нужно — в ряде стран подобная система достаточно эффективно действует. Но в этом случае мы опять сталкиваемся с принципами социальной справедливости. В стране на данный момент зарегистрировано около 4 миллионов автомобилей. Но в дорожном движении участвует около трети. Где остальные? В ряде случаев они существуют лишь на бумаге, а по факту давно разобраны, стоят на приколе, были десятилетия назад проданы без снятия с учета, грубо говоря, физически исчезли. Представьте эмоции человека, который о свой ласточке уже давно и позабыл, но вдруг получает квитанцию на оплату налога. Подобный шаг мог бы вызвать негативный общественный резонанс. Да и любой налог влечёт за собой усложнение администрирования и дополнительные ресурсы по контролю.

Ещё один вариант, который на первый взгляд кажется простым. Водители начали отказываться от прохождения техосмотра, чтобы не платить пошлину? Давайте в разы увеличим штрафы за отсутствие ТО. Автомобилисты будут в очереди перед станциями выстраиваться! Логично? Ни в коем случае. Сперва нужно разобраться, почему именно люди не платят пошлину, а также сделать всё возможное для того, чтобы законопослушные граждане против закона не шли. Почему человек не платит? Потому что он злостный нарушитель? Или из-за того, что считает нынешнюю систему несправедливой? А может быть, он и согласен платить, но у него попросту нет возможности единомоментно отдать круглую сумму. Мы постарались сделать условия наиболее гибкими — понятными, комфортными, прозрачными и посильными для наиболее широкого круга граждан. Нет денег — можно платить помесячно (всё же для многих проще выплачивать по 10—15 рублей в месяц, чем “годовые” суммы за раз). Пользуетесь дорогами исключительно в летний период? Оплачивайте только несколько месяцев. И так далее. Важным элементом предлагаемого механизма является организация контроля за добровольной уплатой сбора. Ведь зачастую наши граждане приводили ещё один аргумент: “почему я плачу, а сосед — нет, а ответственность одинаковая”. Использование камер фотофиксации, которые, как известно, работают в режиме “24/7”, без поблажек и не взирая на “чины и ранги”, позволит сделать, на мой взгляд, и этот довод неактуальным.

Я думаю, что стопроцентной оплаты мы вряд ли добьемся — в любом случае останутся злостные неплательщики, которых не устраивает сам факт каких-то оплат. Вот для них — согласен — нужно было бы ужесточать ответственность, например, за тот же непройденный техосмотр. Но сперва нужно сделать всё возможное для подавляющего большинства участников дорожного движения.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.