Рогачёвские автолюбители бьют тревогу: 31 мая на единственную в самой густонаселённой части города платную парковку – в микрорайоне № 2 – повесили замок. Корреспонденты районки узнали, чем обусловлены такие крайние меры со стороны хозяев стоянки – местного коммунального предприятия.
Нет прибыли – нет парковки!
В КЖЭУП «Рогачёв» проблему утаивать не стали: закрытие объекта связано с его убыточностью. И это не пустые слова – за ними стоят реальные цифры. К сожалению, не обнадёживающие.
– Парковка рассчитана на 273 машино-места, из которых реально использовалось только 10%. Прежде чем принять решение о закрытии стоянки, мы провели мониторинг её работы. Он показал, что за четыре месяца 2018 года в среднем на стоянке находилось от 15 до 40 машин в сутки. А теперь соотнесите стоимость услуги, которая составляет 1 рубль (2 рубля для грузового транспорта), и затраты на содержание парковки (электроэнергия, налоги, охранная сигнализация, выплата зарплаты четырём вахтёрам), составлявшие 6200 рублей в месяц. Убыток налицо. Кстати, в 2017 году минус составил более 58 тысяч рублей, за четыре месяца этого года – уже более 22 тысяч рублей, – объяснил заместитель начальника планово-экономического отдела КЖЭУП «Рогачёв» Сергей Понизович.
Коммунальники откровенно недоумевают, почему их по всем показателям взвешенное решение вызвало такой нездоровый ажиотаж у тех, кто за рулём.
– Большинство клиентов стоянки – командированные и россияне. Рогачёвцев меньше – им, видно, проще поставить автомобиль возле дома, чтобы далеко не ходить, – подытожил Сергей Николаевич.
Что ж, это только одна сторона вопроса. Но как показало наше расследование, далеко не единственная.
Нет рекламы – нет бизнеса!
Руководство районного исполнительного комитета иначе смотрит на данную проблему. И на причины, которые стали поводом для закрытия парковки. Местные власти убеждены, что хозяева канувшего в Лету объекта отчасти сами виноваты в сложившейся ситуации.
– Коммунальники не предприняли ни одной попытки, чтобы уменьшить затраты на содержание автостоянки и увеличить прибыль. На мой взгляд, им недоставало хорошей маркетинговой политики, рекламы, которая могла бы заинтересовать потенциальных клиентов, – прокомментировал заместитель председателя Рогачёвского райисполкома Алексей Завишев.
А ведь в этом есть рациональное зерно. В Европе о проблеме полупустых платных парковок знают поверхностно – она там так остро не стоит. А всё потому, что умеют наши соседи по континенту зарабатывать деньги. К примеру, в Монако – второй стране после США по количеству машин на человека – на платных парковках делают выгодный бизнес. Скидки для постоянных клиентов и автодинастий, абонементы по привлекательным ценам, рекламные акции, сулящие подарки «железным постояльцам», розыгрыши бесплатных парко-мест – это только ягодки, которые следовало бы ввести в свой рацион и нашим землякам. Но увы, поздно.
Нет парковки – есть штрафы!
Редким клиентам почившей платной парковки сейчас не позавидуешь. Ведь теперь им придётся вступить в битву за место на дворовой стоянке, а в случае неудачи – пополнить список потенциальных «штрафников». Последнее, к сожалению, очень даже возможно, ведь найти законное парковочное место в железном муравейнике – скорее удача, чем здравый расчёт.
– Согласно статье 18.22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях остановка или стоянка транспортного средства с нарушением Правил дорожного движения влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере 1 базовой величины. Данные действия, совершённые повторно в течение года после наложения административного взыскания, либо неправомерная стоянка транспортного средства на месте, отведённом для стоянки транспортных средств инвалидов, стоят 2 базовые величины.
Остановка или стоянка грузового автомобиля, автобуса, колёсного трактора, самоходной машины, прицепа с несоблюдением Правил дорожного движения предусматривает штраф в 5 базовых величин. Эти действия, совершённые повторно в течение года, оставят нарушителя без 10 базовых величин, – напомнил начальник отдела Госавтоинспекции Рогачёвского РОВД Николай Дворак.
– Сотрудники ГАИ регулярно проводят рейды, в ходе которых проверяют, правильно ли наши земляки паркуют своих четырёхколёсных друзей. Только за 5 месяцев этого года за несоблюдение правил парковки мы составили 54 протокола в адрес автонарушителей.
Выходит, закрытие стоянки подняло новую старую проблему – где разместить на ночлег автомобиль и при этом не преступить черту закона. Лакомые для нарушителей места – газоны и детские площадки – уже заняты. Придётся пустить в ход всю свою находчивость, ведь разрешённые стоянки не резиновые. И здесь самое время помянуть ушедшую в мир иной платную парковку.
Нет парковки – есть проблемы!
Корреспондентам районки удалось найти тех немногочисленных рогачёвцев, которые как могли оттягивали кончину автостоянки в микрорайоне № 2 и долгое время доверяли ей своих «ласточек». У нас был только один вопрос: «Как вы относитесь к закрытию временного дома для ваших авто?»
Михаил ГОРДЕЙЧИК, фотограф:
– Человек, который уважает свой автомобиль, никогда не оставит его во дворе без присмотра и не пожалеет 30 рублей в месяц на парковку. Это моё мнение, которого придерживается и сын – он тоже был завсегдатаем платной автостоянки. Я всегда удивлялся, как владельцы дорогих машин могут бросить их на ночь на улице, не боясь, что утром есть вероятность обнаружить свои авто покалеченными… Или вовсе не обнаружить. Никогда не понимал такой беспечности. Жалко, что стоянку закрыли – это настоящая проблема для местных автолюбителей.
Андрей КОВАЛЁВ, строитель:
– Ещё лет пять назад, до того как купил гараж, постоянно оставлял своё авто на этой парковке. Она всегда славилась своей репутацией – там никогда не было краж и других происшествий. Поэтому я без сомнений доверял машину коммунальникам. В последнее время в услугах платной парковки не нуждался, но переживаю за тех, кому она была необходима. Её закрытие – большая ошибка хозяев и серьёзная головная боль рогачёвских автовладельцев.
Татьяна БОЙКО, фармацевт:
– В моей семье, с учётом родителей, четыре автомобиля. И весь наш транспорт на протяжении 15 лет был постоянным клиентом платной парковки. Поэтому её закрытие для нас – большая беда. Во дворе в конце рабочего дня места нет не то что на стоянке, даже на газонах! Сюда бы сотрудников ГАИ, которым достаточно просто сесть на скамейку и выписывать штрафы. Закрытие стоянки принесло много неудобств. Так, мужу теперь приходится раньше, до 17.00, возвращаться домой, ставить микроавтобус возле дома и пересаживаться на велосипед. А иначе машина останется без «койко-места». Когда узнали, что стоянку собираются закрыть, оставили обращение в книге замечаний и предложений с просьбой объяснить ситуацию. Но ответа так и не получили. Неужели закрытия нельзя было избежать? Как теперь решать парковочную проблему жителям самого густонаселённого микрорайона? Если коммунхоз в убытках, неужели нельзя увеличить стоимость парковки? Думаю, многие были бы только за, лишь бы машины остались в сохранности. Надеюсь, районные власти пересмотрят этот вопрос и дадут парковке шанс на жизнь.
Николай ДОНЦОВ, индивидуальный предприниматель:
– Долгое время я следовал правилу оставлять машину на платной парковке, которая находится рядом с моим домом. Это не просто очень удобно, а избавляет от многих проблем, в том числе от переживаний за сохранность автомобиля. Ведь оставляя авто во дворе, я постоянно волнуюсь: как бы местная детвора не разбила мячом стекло, не поцарапала капот. Если бы цена за парко-место была пониже, думаю, многие бы последовали моему примеру. А теперь вот не знаю как быть.
Юрий КУЛАКОВ, пенсионер:
– Услугами платной парковки пользовался нечасто – загонял туда машину только на выходные или когда долго не садился за руль. Тем не менее считаю закрытие парковки большим упущением не только для рогачёвских автомобилистов, но и для районного бюджета. При грамотном ведении дел она могла бы приносить неплохую прибыль. Бесхозяйственность владельцев привела стоянку к краху. Жаль.
Действительно, жаль. Ну да ничего – свято место пусто не бывает. Как рассказали в КЖЭУП «Рогачёв», в скором времени на месте парковки появится частная автомойка. Это пока неподтверждённая информация. Впрочем, неважно, что там откроют. Главное, чтобы хозяин был толковым. А это уже половина успеха, не так ли?