В Гомеле почти 30 тысяч гаражей объединены в 158 гаражных кооперативов. Но спрос на крышу для авто по-прежнему есть: больше двух тысяч человек состоят на учёте в ожидании места в ГСПК. Правда, гаражные кооперативы тот ещё ящик Пандоры. Создают проблемы МЧС, милиции, властям, да и сами их члены часто не могут найти понимания между собой. В итоге гневные жалобы летят во все инстанции, провоцируя многочисленные проверки и даже судебные разбирательства. Проблемную тему рассмотрели на заседании Гомельского горисполкома, пишет городской журнал “Белка”.
Очереди пора почистить
В горисполкоме изучили статистику и удивились. Оказывается, среди областных центров Гомель — самый «гаражный» город. У нас больше всего ГСПК, да и по количеству официально нуждающихся в гаражах «учётников» мы впереди планеты всей. В Бресте, например, всего 170 человек ждут участков в гаражных кооперативах. А в Гомеле — 2145. Больше половины из них — в Центральном районе.
Пётр Кириченко поручил главам администраций разобраться в ситуации:
— Гаражные кооперативы — это вчерашний день, пережиток советского прошлого. Сами видите: дворы забиты машинами. Сомневаюсь, что все владельцы пользуются гаражами по назначению. На Западе даже понятия такого не существует. Поэтому, прежде чем выделять новые участки под строительство ГСПК, нужно изучить зарубежный опыт с их паркингами. Или идти вслед за Минском, где его успешно применяют, возводя и паркинги, и парковки шаговой доступности.
Возможно, причина роста очередников на место в ГСПК кроется в их бесконтрольности со стороны районных администраций. Известны факты, когда председатели кооперативов по собственному усмотрению торгуют местами в них. Недавно, например, в одном из ГСПК администрация выделила участки для строительства 23 гаражей, но достались они не тем, кто стоит в очереди, а «своим людям» председателя.
Бывает, один и тот же человек несколько раз становится в очередь на строительство гаража. Потом продаёт выделенные ему участки. Нельзя одновременно стоять в очереди на гараж в разных районах, а такие случаи в Гомеле тоже есть.
К проблеме давно присматривается прокуратура.
— Очереди пора почистить. Потому что многие очередники либо не имеют на гараж права по закону, либо это право уже утратили. Или просто числятся на учёте, а гараж строить не собираются. Вот и получаем в статистику «мёртвые души». Мы разберёмся с самоуправством в ГСПК и уровнем контроля за ними со стороны администраций. Соответствующую проверку запланировали на конец первого полугодия, — предупредил прокурор Гомеля Юрий Булынко.
Ругают пожарные, ругает милиция
Нецелевое использование гаражей и нарушение правил пожарной безопасности приводит к пожарам. В мае 2017 года из-за неправильно проводимых огневых работ сгорели две легковые машины в ГСПК-18 Железнодорожного района. В октябре гибелью человека закончился пожар в гаражном кооперативе №15 Советского района. Имело место нарушение правил эксплуатации печи. В декабре из-за неправильной эксплуатации электрооборудования огнём было повреждено авто в ГСПК-7 Центрального района.
Январь-2018 открыл новую печальную статистику. В ГСПК-36 Железнодорожного района сгорели две машины. И снова из-за нарушения правил пожарной безопасности при проведении огневых работ.
Милиция тоже недовольна ситуацией в гаражных кооперативах. Во-первых, проверки показали халатное отношение к своей работе сторожей. Во многих ГСПК круглосуточно открыты ворота. Или по периметру можно свободно проникнуть на территорию, пока сторож спит или отлучился. В итоге в прошлом году в ГСПК Гомеля произошло 22 кражи.
В одном из кооперативов женщина-сторож и вовсе брала взятки, обещая решить вопрос по узакониванию гаражей, ссылаясь на нужные знакомства.
Гаражные войны
Члены гаражных кооперативов всё чаще стали обращаться с жалобами на работу председателей. В Советском районе в прошлом году таких жалоб было 67. Касались они работы ГСПК-4, 7 и 12. Все обращения исходили от одних и тех же заявителей.
В одном из ГСПК пишет жалобы бывший председатель, отстранённый от должности решением общего собрания ещё в 2013 году. Он по собственному желанию вышел из состава кооператива, а теперь требует восстановления в должности.
Гаражная война разгорелась и в 104-м микрорайоне Новобелицы, где строится новый ГСПК-19.
Будущие владельцы обвинили председателя и подрядную организацию в недобросовестности. В итоге администрация района создала специальную рабочую группу, члены которой выявили отступления от проектного решения. Дальше вмешались милиция, ОБЭП и прокуратура. В отношении председателя возбуждено уголовное дело по статье «служебная халатность». Дело рассматривается следственным комитетом.
— Потому что нет хозяйской руки в гаражных кооперативах и должного контроля со стороны администраций. Ищите председателей, которые и с народом общий язык найдут, и жалобщиков поставят на место! — подытожил мэр.