Представьте себе. Торцом на земле стоит открытый почти до конца спичечный коробок. И ковшом 23-тонной машины Николай Осипенко закрывает его, ничуть не помяв. Просто хирургическая точность!

О Николае Герасимовиче Осипенко, который через несколько месяцев отметит своё семидесятилетие, в КПУП «Гомельводоканал» говорят с гордостью. Им даже хвастаются, рассказывая о его поистине золотых руках. Всеобщее уважение проявилось в прозвище Спец.
С малолетства Николай Осипенко привык трудиться на земле. В семье, в которой воспитывалось восемь детей, поблажки не было никому. После окончания восьми классов паренёк из Житковичского района уехал на целину. Она стала для него настоящей школой жизни.

В КПУП «Гомельводоканал» пришёл в 1971 году.
– Помню, когда сообщил родным, что хочу устроиться сюда, услышал: «Что ты? Такая трудная работа». Да и зарплату предложили всего шестьдесят рублей. Но что-то тянуло меня сюда. 47 лет отработал здесь и нисколько о своём выборе не жалею. За это время предприятие очень изменилось, стало одним из лучших в городе. Здесь престижно и интересно работать. А техника такая, что впору позавидовать другим. Свою «Татру» я лично в Чехии на заводе получал. Смотрите, как ковш вращается в разные стороны, я вообще эту ручку называю золотой.
Профессия экскаваторщика – не из лёгких. И это не просто словосочетание. Важно понимать, что работа на тяжеловесной технике сопряжена с риском и большой ответственностью. Машинист экскаватора не имеет права на ошибку, должен уметь визуально определить расстояние (а то, что с возрастом глазомер у Николая Герасимовича не стал хуже, подтверждает его почти цирковой номер со спичечным коробком). Иногда необходимо проявить хирургическую точность, чтобы не ошибиться и не уйти в сторону, чётко представлять, что находится в земле, чтобы не зацепить кабель.

– А я никому ремонт своей машины не доверяю, – признаётся Николай Герасимович. – В прежнее время экскаваторы называли механическими лопатами. А сегодня это сложная система, электроника. Я, как хирург в операционной, прикасаюсь при ремонте к механизмам только в чистых перчатках. Иначе нельзя!
На первый взгляд каждый день экскаваторщика похож на другой: бери в ковш земли побольше, относи подальше. Но такими эти действия видятся только со стороны.
– Я люблю работать с землёй, мне спокойно на ней, – говорит Николай Осипенко. – Землю надо чувствовать, быть с ней на «Вы». Труд не кажется монотонным, ведь каждый раз приходится переворачивать тонны песка, чтобы добраться до порыва канализационной сети, решать какую-то проблему. Вообще, свою работу мы иногда называем вечным авралом, аварийные ситуации не так уж редки. Бывает, получаешь путёвку на какой-то объект, а тебя возвращают с полпути для направления по другому адресу, для ликвидации ЧП. Работаем, не считаясь со временем, ведь люди не должны страдать без воды.
Кстати, прозвище Спец Николай Герасимович подтверждает и на своём дачном участке. Собственными руками, никого не подключая, построил домик, вырыл озерцо. В этом уголке гостеприимно принимает сыновей с семьями. Особая гордость хозяина – старая машина («моя копейка», как называет её он), 1972 года выпуска, с сохранившейся заводской биркой. На полном ходу!

– Работаю, конечно, не для знаков отличия, но когда тебя замечают, ценят, это придаёт сил. Так что ещё повоюем.



































