Один из самых длинных автомобильных мостов в Беларуси откроют до конца года. Речь идёт о мосте через реку Припять в Мозыре, открытие которого местные автомобилисты ждут с нетерпением. Ведь путь с левого берега на правый занимает полчаса на личном транспорте, а на общественном — все полтора!
Спешим порадовать: реконструкция идёт с небольшим опережением. Журналисты av.by своими глазами решили посмотреть, как продвигается масштабная стройка, и посетили объект в день проведения республиканского штаба.
Смотровая площадка, декоративная подсветка и лифт!
Мост через реку Припять, расположенный на автомобильной дороге Р131 Калинковичи — Мозырь (13-й км 439-й м), является знаковым объектом для города. Он был введён в эксплуатацию в 1958 году и стал одним из первых крупных инфраструктурных проектов в регионе. Более того, это первый автомобильный мост через Припять, построенный после войны.
Старый мост впечатлял своими размерами: его общая длина составляла 924,03 метра. Конструкция включала 26 пролётов, из которых двадцать имели длину по 32,95 метра, один — 84 метра и ещё пять — по 32,95 метра. Такая схема позволяла ему выдерживать значительные нагрузки и обеспечивать стабильное движение транспорта.
После реконструкции мост немного уменьшится. Теперь общая длина — 909,03 метра. Предусмотрена современная конструктивная схема: 20 пролётов по 33 метра, один центральный пролёт длиной 84 метра и ещё 5 — по 33 метра. Проезжая часть составит 10 метров в ширину, а что касается тротуаров, то один будет шириной в метр, другой — в три метра.
— Новый мост будет напоминать прежний по конструкции: железобетонные балки на опорах, металлический пролёт. Но есть несколько важных отличий, которые делают его более современным и выразительным, — отмечает Денис Ясько, генеральный директор «Гомельавтодора».
— Во-первых, форма. Пролёт будет в виде арки, что придаст мосту не только эстетическую привлекательность, но и архитектурную индивидуальность. Это второй подобный мост в области — первый (через Днепр) находится в Рогачёве, и он уже стал местной достопримечательностью.
— Во-вторых, длина пролёта — 84 метра — позволяет сократить количество промежуточных опор, что улучшает обзор и делает мост более удобным для судоходства и приятным для визуального восприятия.
— На нём появятся смотровая площадка, декоративная подсветка и лифт. Кроме того, мост оснастят тремя лестницами: одна, с пандусом, расположится на левом берегу и будет вести прямо на пляж; вторая и третья лестницы, а также лифт — на правом берегу. Это даст возможность жителям и гостям Мозыря добраться до смотровой площадки.
Улучшенное покрытие, камеры и арка с иллюминацией
Также ожидаются улучшения в покрытии: современные материалы обеспечат более высокую износостойкость, устойчивость к перепадам температур и меньшую шумность при движении транспорта. Это особенно важно для интенсивного потока, который проходит по этому участку. Кстати, около 90% задействованных строительных материалов производится именно в Беларуси.
На новом мосту предусмотрена система ливневого водоотвода закрытого типа. Это значит, что вся дождевая вода будет собираться через приёмные решётки.
— Такой подход позволяет сохранить асфальтобетонное покрытие, избежать образования луж и обеспечить безопасное движение даже в дождливую погоду, — отмечает Денис Ясько.
— При этом перед тем как сточные воды с проезжей части попадут в реку, они пройдут через очистные сооружения, монтаж которых уже завершён. Сейчас ведутся работы по устройству самой системы водоотвода. Особенность именно этой конструкции в том, что вода будет собираться песконефтеуловителем, который размещён с обеих сторон моста.
Особое внимание в процессе работы уделяется конструкции пролётных строений. Пролёты с № 1 по № 20, а также с № 22 по № 27 выполняются в виде температурно-неразрезных плетей, собранных из цельноперевозимых предварительно напряжённых балок длиной 33 метра. Это решение обеспечивает высокую прочность и долговечность конструкции. Кстати, срок службы моста составит 100 лет.
Центральный пролёт между опорами № 21 и № 22 представляет собой металлическое пролётное строение. Его основой служит балка жёсткости, усиленная гибкой аркой. В качестве подвесок применяются гибкие ванты, что придаёт конструкции дополнительную устойчивость и современный архитектурный облик. Вес металлической арки, установленной в пролёте № 21, составляет 664 тонны.
Общая стоимость реконструкции объекта с учётом продолжительности строительства составляет 160,4 млн рублей. Каждый день здесь трудятся до 150 человек, а на площадке работает около 60 единиц техники — от строительных машин до специализированного оборудования. Например, использовался мобильный консольно-шлюзовой кран, предназначенный не только для стандартных грузоподъёмных операций, но и эффективно используемый при демонтаже балок длиной свыше 40 метров и массой до 100 тонн. Также в реконструкции моста были задействованы МАЗы, погрузчики Амкодор, компрессорные станции, самосвалы Шакман, экскаваторы Komatsu и Hyundai. Замечены на мосту были и гусеничные краны Liebherr и RDK.
Первые сложности
Строительство моста сопровождалось рядом технических сложностей, особенно на ранних этапах.
В самом начале возникла нехватка строительного песка — это серьёзно тормозило работы. Также при забивке шпунта для строительства 20-й и 21-й опор на левом берегу рабочие столкнулись с большим количеством бутовых камней крупного размера, которые в советское время ссыпали для защиты опор от половодья. Эти камни мешали забивке, поэтому пришлось привлекать экскаваторы и буровые установки для расчистки участка.
— Дополнительные трудности возникли при сборке металлической арки. Не удалось подготовить площадки для монтажа, поэтому пришлось менять технологию и дополнительно устраивать опоры для сборки конструкции — такой подход применили впервые в Беларуси, — отмечает Денис Ясько.
Для защиты опор от воздействия воды используется стандартное решение: укрепление бутовым камнем. Это позволяет стабилизировать основание, снизить риск подмыва и сохранить устойчивость конструкции при изменении уровня воды. Такие работы проводятся под водой, поэтому визуально они не заметны.
По данным Белгидромета о ежедневных прибавках уровня воды, переведённых в шкалу Allrivers
Сам фундамент свай рассчитан на переменные условия — в том числе на сезонные колебания уровня воды в реке Припять. Пролётное строение будет разноводным, то есть способным функционировать при разных уровнях воды, что особенно важно в периоды как паводков, так и засухи.
«Работы идут поэтапно: от укладки балок и арки до герметизации, нанесения защитного слоя и покрытия асфальтобетоном»
На завершающем этапе строительства моста осталось выполнить ряд ключевых задач. В первую очередь — завершить сборку металлической арки, забетонировать пролётные строения, нанести гидроизоляционный защитный слой и уложить асфальт. Далее предстоит установить перила, барьерное ограждение и опоры освещения, а также уложить бордюры и плитку.
— Мост состоит из шести пролётных строений: пять из них — железобетонные, одно — металлическое. Первое, второе и третье пролётные строения уже готовы: забетонированы опоры, уложены балки, установлены перила, бордюры, плитка и освещение. Ещё здесь же уложили нижний слой асфальтобетона. Также на первом пролётном строении поставлено барьерное ограждение, — рассказывает гендиректор «Гомельавтодора».
— Работы идут поэтапно: от укладки балок и арки до герметизации, нанесения защитного слоя и покрытия асфальтобетоном. Финальный этап включает укладку верхнего слоя асфальтобетона, нанесение разметки, установку дорожных знаков и камер видеонаблюдения. Последние уже работают на левом берегу, на правом их ещё предстоит установить.
Перед запуском движения необходимо провести испытания моста. Обычно они включают в себя нагрузочные тесты: на мост заезжают гружёные МАЗы, вес которых подбирается в зависимости от длины и типа балок. С помощью датчиков фиксируются деформации, прогибы и другие параметры, чтобы убедиться, что конструкция работает в пределах допустимых норм. Это стандартная процедура, которая позволяет подтвердить безопасность и надёжность сооружения перед вводом в эксплуатацию.
Мост через Припять в Мозыре обещают открыть до 7 ноября.
Пока на этом мосту ведутся работы, в «Гомельавтодоре» уже планируют следующие масштабные проекты. Так, в конце текущего года должна начаться реконструкция правой части моста через реку Днепр в Речицком районе. Этот участок закрыт уже более девяти лет, и его восстановление входит в число приоритетных задач.