«Не стоит искусственно восхищаться ребёнком». Психолог рассказала о том, как подготовить детей к первому классу

25.08.2019 в 12:28
Виктория Черевако, "Белновости"

Летние каникулы почти закончились, а это значит, что режим подготовки к школе активирован.

И вот, форма найдена, ручки и тетрадки куплены — можно выдохнуть. Только выдохнуть почему-то не получается: то ли родительские инстинкты не дают покоя, то ли кажется, что в спешке упустили что-то очень важное.

Для многих детей процесс смены привычной зоны комфорта зачастую может быть чреват стрессом. Новый коллектив, чуткий надзор учителя, постоянные занятия и домашние задания, в конце концов.

Особенно непросто придется родителям первоклашек: «А не рано ли мы идем в школу?», «Может переждать годик-другой?», «А не станут ли моего Петю обежать дети?» — вопросы, из года в год терзающие сознание родителей новоиспеченных школьников.

Действительно, не каждый ребенок в силах быстро найти общий язык со своими ровесниками. Хорошо, если опытный преподаватель все-таки поможет ему влиться в коллектив, но будем объективны, не каждому это под силу. Не всем придется по душе и дисциплина, о существование которой любимое чадо могло даже не догадываться.

Если в скором времени вам предстоит вести своего ребенка в школу или уже сейчас начинаете потихоньку морально готовиться к этому непростому шагу, Елена Якименко обязательно поможет собраться с мыслями и не поддаться власти эмоций.

Елена Якименко психолог с огромным стажем работы, гештальт-терапевт и консультант по вопросам брака и семьи.

— Елена, важно ли начать готовить ребёнка к школе заранее? Когда лучше всего начать подготовку?

— Успешность обучения напрямую зависит от уровня готовности ребёнка к школе. Чем раньше родители займутся решением данного вопроса, тем легче первоклассник пройдет период адаптации к новым условиям и начнет осваивать школьную программу.

Рассматривая вопрос о готовности ребенка к учебной деятельности, я прежде всего имею в виду не его глубокие знания по математике, чтению и письму, хотя, безусловно, основы или базовые сведения по предметам ему не навредят, а его психофизиологический уровень развития.

Здесь речь идет о состоянии здоровья ребенка, о его гармоничном физическом и психологическом развитии в соответствии с возрастом, об умении спокойно переносить дополнительные нагрузки и изменения в режиме дня.

Поэтому самое лучшее, что может сделать родитель для подготовки своего ребенка к школе, это заниматься укреплением здоровья будущего первоклассника, которое ему очень понадобится на протяжении всего обучения в школе.

— В подготовке ребёнка к школе должны принимать участие оба родителя?

— Было бы здорово, если бы оба родители принимали одинаковое участие не только в подготовке ребенка к школе, но и участвовали во всех сферах жизни малыша.

Будь это совместные прогулки на улице, езда на велосипедах, подвижные игры, чтение сказок или изучение цифр и букв, лепка из теста или ремонт поломанной игрушки.

Чем больше оба родителя проводят свободного времени с ребенком в совместной деятельности, тем проще в дальнейшем первокласснику найти общий язык с новыми знакомыми и друзьями. Благополучные отношения в семье имеют прямую взаимосвязь с гармоничным развитием и успешностью ребенка.

— Как донести до ребёнка, что школа — это не такое уж страшное место, как привыкла говорить местная детвора?

— Думаю, самое важное здесь — не обманывать ребёнка, рисуя в его воображении радужные картинки о школе.

Не стоит говорить о том, что урок — весёлое времяпрепровождение и это каждый день праздник. Важно сформировать у малыша осознанное восприятие школы, что это труд, что это интересно и это приобретение новых знаний и умений для дальнейшего роста и развития.

Однако, чтобы не отбить охоту у малыша к обучению, не стоит от него бесконечно требовать учить буквы и цифры, читать и писать, особенно если ребенок отказывается.

Здесь возникает огромный риск сформировать у него представление о школе как о месте, где нужно делать то, чего не хочется. Поэтому, изучая с ребенком что-то новое, необходимо учитывать его желания и интересы, и тогда он с удовольствием будет тянуться к свежим знаниям и задавать дополнительные вопросы.

Каждому родителю очень хочется, чтобы школа стала для ребенка радостным и интересным местом, потому что она занимает длительный период времени в жизни каждого человека.  

Важно этому событию придать особую значимость. Родители могут поздравить ребенка с тем, что он идет школу, устроив ему праздник. Можно вместе отправиться за покупками школьных принадлежностей, тем самым повысить значимость и положить прекрасное начало школьного периода.

— Ребёнок стеснительный и закрытый, как быть родителям?

— Если ребенок стеснительный и закрытый, это признак того, что у него низкая самооценка и отсутствует уверенность в себе и своих возможностях.

Задача родителей найти ту область или сферу деятельности, где их будущий первоклассник сможет быть успешен, и тогда самооценка станет повышаться естественным и здоровым образом.

Полученные навыки ребенок сможет перенести в другие сферы деятельности, которые помогут ему в решении более сложных задач.

— Как часто нужно хвалить ребёнка? Можно ли чем-то стимулировать его к получению хороших оценок?

— Конечно, ребенку очень важна похвала и одобрение родителей. Но здесь важно понимать, что, во-первых, результаты ученика необходимо сравнивать с точки зрения его успехов вчера и сегодня. Например: «Сегодня ты написал предложение или решил пример гораздо лучше, аккуратнее или быстрее, чем вчера, и ты большой молодец! Смотри, какой ты способный».

И это будет естественный здоровый стимул и мотивация к развитию, нежели обещанный телефон или другой бонус. И, во-вторых, похвала не должна быть чрезмерной.

Важен честный и положительный отзыв. Не стоит искусственно восхищаться ребенком с целью подбодрить или утешить его.

Дети очень хорошо интуитивно улавливают, где правда, а где преувеличение с «глубоким смыслом». Похвала может стать хорошей опорой для ученика в трудном пути к успеху, если будет искренней и по существу.

Обсуждение

Загрузка...