Совершенно секретно! Как дилер прописывает в договорах незаконные условия и штрафы

Совершенно секретно! Как дилер прописывает в договорах незаконные условия и штрафы

14.01.2020 в 18:04
Евгений Грачёв, ABW.by

Договор – это основа отношений между продавцом и покупателем, но основа эта должна быть законной, что бывает, увы, не всегда. Евгений Грачев рассказывает подобную историю.

Никому не показывать

В редакцию Автобизнеса обратился читатель Александр, который чуть более года назад приобрел у столичного дилера автомобиль LADA Vesta. Радость от покупки была недолгой – часто приходилось ремонтировать авто по гарантии.

Александр: “Когда всё это порядком надоело, я сообщил дилеру, что обращусь к знакомому юристу для оформления официальной претензии о постоянных поломках. Меня выслушали внимательно и сообщили, что в соответствии с договором купли-продажи автомобиля его, то есть договор, предоставлять посторонним лицам запрещено. Если это условие нарушить, то мне выпишут штраф в размере 10 процентов стоимости автомобиля. Это разве законно?”

От редакции

Мы, конечно же, посмотрели договор между Александром и автосалоном – и немало удивились тому, что там написано. Продавец, естественно, может определять условия договоров, но условия эти с потолка брать не получится – все должно соответствовать закону.

А вот и тот самый пункт договора купли-продажи, которым запрещено даже просто предоставлять другим лицам копию договора и сообщать его условия:

По логике дилера, если гражданин обратится, допустим, с этим договором к адвокатам, чтобы те разъяснили ему тонкости юридических условий, которые покупатель понять не в состоянии в силу отсутствия юридического образования, то это уже нарушение условий договора, после которого последует штраф 10% стоимости автомобиля.

Ответственно заявляем, что данный пункт договора ничтожен, то есть, говоря простым языком, он недействителен, поскольку не соответствует законодательству, а именно ст.19 Закона РБ “О защите прав потребителей”

Условия договора, ограничивающие права потребителя по сравнению с правами, установленными настоящим законом и иным законодательством о защите прав потребителей, считаются ничтожными.

Таким образом, если продавец решит ограничить покупателя в его правах и пропишет это в договоре, то такие пункты договора недействительны в силу законодательства. Разве продавцы об этом не знают?

Думаем, что знают, просто они любят “пугать” своих клиентов. Да и что может быть секретного в договоре на приобретение автомобиля? Ничего. Мы сталкивались со случаями, когда продавцы автомобилей называли условия договора купли-продажи коммерческой тайной. Однако в соответствии с законом о коммерческой тайне, чтобы что-то было этой самой тайной, необходимо наличие одновременно нескольких условий, в том числе сведения не должны быть распространенными, общеизвестными, легкодоступными и прочее. Автомобили продаются тысячами, соответственно и договоров подобных тысячи, а значит, эти сведения имеют неограниченный круг распространения.

Со своей стороны редакция Автобизнеса, в отличие от нашего читателя Александра, дочитала договор на приобретение им автомобиля до конца и нашла еще несколько весьма занимательных моментов.

Как “косяк” стал форс-мажором

Так, продавец очень оригинально определил, что такое форс-мажор. Это по общепринятым правилам те обстоятельства, которые не зависят от воли сторон, то есть стихийные бедствия, военные действия и т.д., при которых выполнить условия договора не представляется возможным.

Но дилер LADA к таким обстоятельствам отнес и действия производителя автомобилей, такие как отсутствие запчастей, в результате чего в установленные законом сроки он не может вовремя отремонтировать автомобиль по гарантии. Это что-то новенькое и очень оригинальное.

Напомним, что в соответствии со ст.14 Закона РБ “О защите прав потребителей” изготовитель обязан обеспечить возможность ремонта товара и поставку запасных частей в ремонтные организации в необходимых объемах и ассортименте, а после снятия товара с производства – в течение всего срока службы товара. И обеспечивать выполнение данных условий должен не только изготовитель автомобилей, но и продавец (п.3 ст.14 Закона).

Так что отсутствие запасных частей на автомобили – это никакой не форс-мажор, а “косяк” продавца и изготовителя товара, то есть нарушение закона. 14 дней – это тот срок, в течение которого продавец обязан безвозмездно и незамедлительно устранить недостатки товара. Или 30 дней по письменному согласованию с покупателем. И все.

Гражданский кодекс Республики Беларусь

Статья 372. Основания ответственности за нарушение обязательства

3. Если иное не предусмотрено законодательством или договором, лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.