Минтранс о междугородних маршрутках: “Примем все меры, чтобы обеспечить пассажиров перевозками”

28.02.2018 в 05:32

«Не надо бояться конкурса, если у вас есть новые машины, вы готовы работать по закону и отвечать за своего пассажира», — обратились к неработающим маршрутчикам представители Минтранса. Чиновники пояснили, как должны будут по обновленному закону работать перевозчики и как будут «закрываться» востребованные у пассажиров направления.

Проблема с маршрутными такси, которые ездят из города в город, в последние дни приобрела небывалый размах. Из-за изменений в закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» многие маршрутчики-нерегулярщики с понедельника не смогли выйти на рейсы. В итоге в некоторых городах люди и вовсе лишились возможности добраться в столицу. Известно, что 27 февраля не выезжали в рейсы нерегулярщики из Полоцка и Новополоцка, Слуцка, Солигорска и Копыля. Зато изменения в закон поддерживают перевозчики регулярных рейсов. Сегодня пассажиров и неработающих маршрутчиков-нерегулярщиков успокаивали чиновники Минтранса.

Замминистра транспорта и коммуникаций Александр Шишко напомнил, что изменения в законодательство появились не внезапно, а начали готовиться еще в 2014 году. Их инициаторами были многие транспортные предприятия, которые жаловались на засилье перевозчиков. Последние выполняли регулярные рейсы, не имея на это разрешения. В адрес незаконно работающих перевозчиков приходили нарекания и от пассажиров. В итоге в 2015 году законопроект вынесли на общественное обсуждение, а 23 января он вступил в силу.

— Пассажирские регулярные перевозки должны происходить строго по расписанию. Раньше не все перевозчики могли это сделать, но на их место пришли те, кто смог так работать, — пояснил позицию замминистра транспорта и коммуникаций Александр Шишко. — Сегодня нерегулярщики говорят: мы должны будем отправляться с автовокзалов, это неудобно для пассажиров, ведь мы их забирали из разных мест по городу. Но никто не запрещает сегодня обилечивать людей, подбирать пассажиров на остановках, а потом прибыть на конечную точку — вокзал или диспетчерскую станцию, чтобы дать возможность отдохнуть водителю между сменами.

Александр Шишко отметил, что желающие работать по новым условиям сегодня есть в каждой области, Минтранс и операторы готовы работать с такими компаниями, будут приняты все меры для обеспечения перевозки пассажиров по всем проблемным направлениям.

По словам Александра Шишко, с сегодняшнего дня из Новополоцка и Полоцка дополнительно отправляются автобусы большой и малой вместимости. Также ведутся переговоры с индивидуальными перевозчиками на эти маршруты, поэтому эти перевозки будут организованы. Что касается Солигорска, то там также организовано движение транспорта.

— Какой-то работы, чтобы вытеснить с рынка перевозок частников, у нас не ведется. Сейчас мы проводим работу, не чтобы определенный перевозчик занял какой-то маршрут, а чтобы снять напряжение по маршрутам, — добавил начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Сергей Дубина. — Перевозчики, которые работали ранее на каких-то маршрутах, уже подали заявки на участие в конкурсе для того, чтобы продолжать ездить именно по этим маршрутам.

— Они [нерегулярщики] говорят, мол, у нас автобусы хорошие 2013−2016 годов выпуска, мы все делали для пассажиров: забирали, где им надо, телевизоры и интернет в машине есть. Так с такими-то машинами почему бы вам не принять участие в конкурсе? — удивляется Александр Шишко боязни нерегулярщиков не выиграть конкурсы на перевозки. — Лишь одно «но»: выиграв его, будь добр выполняй все необходимые условия и неси ответственность за пассажира. Не выполняешь требования — на твое место ставят другого перевозчика.

В Минтрансе не исключают, вероятности того, что на рынке появятся перевозчики-нелегалы.

— Да они уже есть! Уже сегодня десятки людей не думают, как выполнять закон, а как его обойти. Появятся нелегалы? Это будет незаконная предпринимательская деятельность.

Александр Шишко отметил, что пассажир должен сам решать, готов ли он рисковать своей жизнью, садясь в салон к нелегалу, отдавая приоритет сомнительной выгоде в 1 рубль.

— Пассажирские перевозки — это важное и прибыльное направление для экономики, поэтому эти перевозчики будут всегда, — убежден Шишко. — Закон создан для того, чтобы на рынке нормально работали перевозчики. Предприниматель, если будет знать, что маршрут приносит ему хлеб, то он никогда не уйдет с него. Но мы должны его защитить от «бордюрщиков», не то они не смогут нормально работать. Хотя сейчас в законе мы предусматриваем, чтобы частные перевозчики, которые готовы работать на социальных маршрутах, могли тоже получать субсидирование.

“Пятеро детей, а работы нет”. Как закон о перевозках стал большой трагедией для целого города

С этого понедельника автобусное сообщение между Новополоцком и Минском ограничивается двумя рейсами с городского вокзала. После того как вступил в силу обновленный закон об автомобильных перевозках, три частные фирмы, осуществлявшие рейсы каждый час, приостановили свою деятельность и поставили на прикол десятки маршруток. Корреспондент TUT.BY, как и многие пассажиры, не смог в этот день уехать в столицу. Зато своими глазами посмотрел, как обновленный закон о перевозках сказался на жизни отдельно взятого города.

Кассир автовокзала: «Такого ажиотажа не припомню»

Вечер понедельника, 26 февраля. У кассы автовокзала плачет женщина — невозможно купить билет, чтобы дочка смогла уехать из города — на праздники не осталось свободных мест. В будний день тоже ничего — все билеты на маршрутку, которая идет в 13:40, уже раскуплены. Кассир даже не может припомнить такого ажиотажа. С трудом удается купить на вторник, но только рейсом из Полоцка на 9:10 утра. Ориентировочно прибывает такая маршрутка в половине второго. По делам уже не успеешь, но хотя бы добраться до столицы.

Перевозчики просят пассажиров помочь и поддержать петицию в их защиту

В итоге сейчас Новополоцк напоминает осажденный город — билетов в Минск из города нет совсем. Люди в группе официальных перевозчиков выражают поддержку частникам и просят подписать петицию в Минтранс. Новый закон больно ударил по всем, кто не имеет машины и вынужден часто выбираться в Минск или Витебск.

Маршрутка доезжает до Минска за 3 часа, автобус — за 5

Новополоцк — молодой город, в котором живет и учится много студентов. Кто-то для поступления выбирает Полоцкий государственный университет, а кто-то стремится в столичные вузы, престиж дипломов которых на порядок выше. Да и кроме студентов хватает пассажиров, которым нужно в столицу или областной центр.

Автовокзал, Новополоцк

До 2003 года возможностей попасть в Минск из Новополоцка было немного, в выходные дни обстановка только обострялась: маршрутка и автобус не вмещали всех желающих. Маршрутка шла почти четыре часа и стоила довольно дорого, автобус был еще дороже и был в пути целых пять с половиной часов. Поэтому появление частного извоза решило проблему, тогда услуги перевозчиков казались просто невероятными: не нужно было заранее идти в кассу за билетом — достаточно было позвонить диспетчеру и забронировать место (отменить поездку можно было так же).

Рейсов на вокзале не так уж и много

Пассажиров забирали прямо с остановок, которые были недалеко от дома, первое время ходили микроавтобусы «Газель», в которых езда до конечной точки назначения длилась всего три часа. Чтобы понять, какой это был космос, представьте себе пятичасовую поездку с плановыми остановками в Лепеле, Бегомле и Плещеницах на стареньком «Икарусе» зимой, где в салоне отчаянно мерзли ноги, а на дорогу тратился весь день.

С тех пор прошло 15 лет, в Полоцке и Новополоцке стали работать несколько фирм, самые большие из которых — «Новый поворот» и «Полоцкий экспресс». Заказы стали приниматься не только онлайн, было создано мобильное приложение, позволяющее бронировать места прямо со смартфона на месяц вперед, а пассажиров развозили новенькие «Спринтер» и «Крафтер».

Расписание полоцкого автовокзала, на Минск совсем не густо

А что автовокзал? Там за 15 лет ничего не изменилось. Например, в столицу так и не ввели ни одного нового прямого рейса. Все те же два маршрута по выходным и один в будний день. Есть вопросы и по цене. Например, у частников доехать до Минска стоит 6−7 рублей. Государственная маршрутка стоит 10 рублей, автобус, который идет пять с копейками часов, — 15 рублей. В будний день ходит только одна маршрутка из Полоцка утром и одна из Новополоцка в обед. И это весь транспорт на востребованном маршруте на два города с населением около 190 тысяч человек.

«Катастрофа — билетов на поезд уже нет, а маршрутки отменили»

Больнее всего ситуация с неработающими маршрутками ударила по тем горожанам, у которых есть дети-студенты, и тем, кто работает или регулярно посещает Минск по делам или для лечения. К тому же, как оказалось, билетов даже на новый поезд Минск — Полоцк (отправляется из Минска в 17.28) нет на несколько месяцев вперед, так что на большие выходные многие домой просто не попадут.

— В столицу ездим очень часто. Дочка учится в Минске. Пока не представляем, как будем добираться. На скоростной поезд Минск — Полоцк билетов не купить, — говорит Юлия Шудейко из Новополоцка. —  Да и время отправления утром из Полоцка весьма неудобное для новополочан.

—  Для меня сервис маршруток не сравним с автовокзалом и ЖД. Во-первых, рейсы каждый час, время в пути — 3,5 часа, это быстро. Во-вторых, удобно, когда тебя забирают с остановки у дома, так как, как правило, едешь с багажом, — поддерживает еще одна жительница Новополоцка Валентина Кленье. — Удобен сервис онлайн-бронирования на сайте и то, что за билетом не надо ехать в кассу, расчет при посадке. Устраивало в маршрутках абсолютно все, поэтому сейчас просто шок. Собиралась ехать 8 марта в Минск, а на сайте информация о приостановке деятельности на неопределенный срок. Что делать — не знаю, на поезде придется ехать на два дня, иначе поездка просто не имеет смысла.

Онлайн-приложение помогало забронировать нужный рейс за 30 суток до поездки

— Очень удобно, когда маршрутные такси ходят каждый час туда и обратно, можно с легкостью распланировать предстоящие дела и приехать в Минск вовремя, — добавляет еще одна горожанка Полина Липко. — Я — только за эти комфортабельные маршрутки, к тому же оснащенные Wi-Fi, что для многих пассажиров немаловажно.

Расписание поездов не самое удобное. Да и чтобы добраться до Полоцка, нужно потратить 30−50 минут

Перевозчики: В исполкоме нам сказали, что спроса на маршрут нет

Еще одни пострадавшие — сами бизнесмены-маршрутчики. В отличие от некоторых своих коллег, они попытались подстроиться под обновленный закон, но пока не получилось.

— Мы были готовы стать на регулярные перевозки и сотрудничать с автопарком, — сразу говорит о проблеме Дмитрий Копылов, работающий в фирме «Полоцкий экспресс». — Но в исполкоме нам заявили, что маршрут Новополоцк — Минск не востребован, маршрутки Минтранса заполняются процентов на 40, поэтому для частников места в этом направлении нет. На это мы привели цифру, что каждый день из Новополоцка и Полоцка в Минск две фирмы «Полоцкий экспресс» и «Новый поворот» отправляют около 40 машин, в пиковые дни — пятницу и воскресенье — это количество увеличивалось вдвое- втрое.

Дмитрий Копылов

Тогда власти взяли паузу: им нужно было провести мониторинг направления, и тогда Витебский исполком согласует квоты с Минском. Когда согласуют квоты, мы не знаем, может, через месяц, может, через два, и явно это будет не 30−40 машин. Чтобы получить эти места, нужно будет еще выиграть конкурс.

Впрочем, это не единственная проблема частных перевозчиков, перераспределение денежного потока в сторону вокзала создает большую проблему:

— У наших коллег, кто работает на регулярных маршрутах, есть проблема с выводом денег. Вся выручка от билетов поступает на автовокзал, и он в первую очередь тратит их на свои нужды, частники получают по остаточному принципу через месяц-два. Для нас это неприемлемо — микроавтобусы нужно обслуживать каждый день, и, если нет поломок, то сумма составляет около трех тысяч белорусских рублей за машину. Где мы возьмем эти деньги?

«У меня пятеро детей, а работы теперь нет»

Инициатива Минтранса больно ударила и по водителям, для которых частные фирмы были единственной работой и источником дохода. Один из них — Александр Моржевский:

Александр Моржевский

— На этой фирме я работаю более двух лет. Большой плюс — стабильность и возможность зарабатывать, сейчас такое не везде встретишь, а когда у тебя в семье пятеро детей, это дорогого стоит. Зарплата на фирме позволяет жить, если тратить с умом. Но сейчас и ее не будет, последний рейс закончил в воскресенье, и теперь работы нет, а значит, и денег не будет.

Дмитрий Капустин, водитель «Полоцкого экспресса», тоже проработал в компании около двух лет и сейчас попал в трудное положение:

Дмитрий Капустин

— В день каждый водитель у нас совершает два рейса: в Минск и обратно, всего около девяти часов в дороге, нарушить режим труда и отдыха с таким графиком невозможно. Для меня перевозки — это единственный источник дохода. В Новополоцке с работой очень плохо, пойти некуда. Поверьте, я теперь часто смотрю объявления о работе и все, что нахожу, — это предложения государственных автопарков с окладом в 300 рублей. Здесь же зарплата сдельно-премиальная и зависит во многом от мнения пассажиров, если отзывы о водителе хорошие, то и премию можно ждать. Нравится в фирме и подход к машинам — за каждым водителем закреплен микроавтобус, который он сам обслуживает. Я в своей машине знаю каждый сантиметр и могу быть уверен, что она не сломается в дороге.

«Нам говорят, что у нас плохие машины. Да они все новые!»

«Если кто-то хочет заниматься нерегулярными перевозками, нет проблем, — занимайтесь. Главная цель закона — обеспечить безопасность пассажиров», — так Минтранс на днях прокомментировал сложившуюся ситуацию. Были названы и цифры нарушений, которые допускают маршрутчики. Но, по мнению перевозчиков, все просто только на словах. На самом деле много подводных камней, о которых вслух чиновники предпочитают не говорить.

— Действительно, никто не запрещает перевозки, но и условия не создают. Мы готовы идти на регулярные перевозки, но, я об том уже говорил, для нас нет квот, — продолжает заочный спор с чиновниками предприниматель Дмитрий Копылов, занятый в перевозках Минск — Полоцк.

Автопарк «Полоцкого экспресса», только свежие машины

— Нас обвиняют в том, что мы ездим на неисправной технике. Но лично у нас весь автопарк новый: микроавтобусы «Мерседес Спринтер» 2013−2016 годов, только две машины 2009 года, — продолжает перевозчик. — А вот транспорт государственный мы часто видим у обочины — потому что ломается. И часто бывает так, что именно мы подбираем пассажиров и довозим их до города, законом пока это было не запрещено. Что касается не пройденного техосмотра и аварий, то здесь часто смешивают грузовые и пассажирские перевозки. Но если грузовые еще могут выехать без ТО, то мы — нет. У нас сразу бы отозвали лицензию, а кто хочет разориться?

Что касается нарушений правил дорожного движения, то мы это жестко пресекаем. У нас тоже на каждой машине стоит GPS-трекер и на большинстве — электронный ограничитель скорости — не больше 90 км/ч. Распечатки с цифровых тахографов мы делали, и после нескольких предупреждений нерадивых водителей увольняем. К слову, одного такого водителя, которого мы уволили, в автопарке приняли с распростертыми объятиями.

“Пусть “нерегулярщики” возят свадьбы, а не пассажиров”. Маршрутчики “в законе” о конкурентах

«Они беспредельщики! Давно нужно было их заставить работать по закону», — в один голос говорят сотрудники фирм, выполняющих регулярные междугородние рейсы по Беларуси. Такую эмоциональную реакцию у них вызвали недавние выступления конкурентов — по сути, таких же маршрутчиков, только «нерегулярщиков». Последние — а это водители, которые работают независимо от автовокзалов, — заявили, что недавние изменения в законодательстве их «притесняют». AUTO.TUT.BY пообщался со второй стороной конфликта — регулярными перевозчиками — и узнал, что они думают о новом законе и соперничестве в их бизнесе.

«Становятся под запрещающим знаком и зазывают пассажиров»

Иван (имя изменено. — Прим.) около четырех лет работает водителем у одного из перевозчиков, который отправляет автобусы по маршруту Молодечно — Минск — Молодечно. Все эти годы мужчина пытался найти управу на маршрутчиков, которые работают на нерегулярных рейсах, но получалось не всегда.

— Помню, первый раз приехал на вокзал в Молодечно на посадку пассажиров и был в шоке — кругом стоят машины конкурентов-нерегулярщиков. Подъехать к посадочной площадке было практически невозможно. Иногда они специально становились так, чтобы моя площадка была заблокирована, — вспоминает мужчина. — А потом на себе я не раз ощутил, как они мешают работать. Самое популярное у них — приехать за 5−7 минут до отправления регулярного рейса и забрать всех пассажиров.

Водитель говорит, что «беспредельничают» нерегулярщики и в столице, на конечном пункте «Дружная».

— У меня есть специальная площадка, куда приходят на посадку пассажиры. А у нерегулярщиков такой нет, но они не переживают — становятся поближе к выходу из метро, под знаком, запрещающим остановку и стоянку, и зазывают клиентов. Даже люди, которые бронировали билеты на мой рейс, заскакивают к ним в авто. В итоге я отправляюсь строго по расписанию, ждать полной заполняемости не могу, при этом в салоне людей очень мало. Это честная конкуренция, как думаете?

О таких методах работы нерегулярных маршрутчиков говорят все регулярщики, именно это больше всего мешает работать перевозчикам, которые возят людей «по закону».

«Не выйдут они на работу, мы закроем все рейсы»

— Нерегулярщики — это зло и преступники, — категорично заявил Вадим Жилинский, директор ЧТУП «ГЛЦ», автобусы которого регулярно ездят из Минска в Узду и Плещеницы. — На моих маршрутах есть нерегулярка. Они не дают нам работать. Нагло врут, утверждают, что ездят по заказам, со своими пассажирами, чужих не берут! Но они прекрасно знают мое расписание, приезжают незадолго до отправления и забирают сначала своих людей, потом подходят к моим и говорят: «Садитесь, я вам скидку дам, зачем вам ждать в мороз?». Подбирают людей на трассе и везут их стоя. Каждый из них работает по установленному маршруту, по расписанию. Какая же это нерегулярка, а где же соблюдение правил, где безопасность перевозок?

Вадим Жилинский рассказал, что неоднократно жаловался на своих конкурентов в Транспортную инспекцию, просил привлечь нарушителей закона к ответственности.

— А мне отвечают, мол, нет у нас столько ресурсов, чтобы каждую машину отслеживать. Но зачем отслеживать? Они на каждом авто пишут свой маршрут, а в интернете вывешивают расписание. Но оказывается, на основании только этих данных привлечь к ответственности их нельзя — надо собрать кучу доказательств. А в любой европейской стране их разорвали бы уже.

Предприниматель вспомнил, как в 2007 году начинал заниматься перевозками — «сразу решил ездить по закону, на регулярных рейсах».

— С отцом еще начинали. На одной машине по очереди ездили. А потом взяли кредит 40 тысяч долларов на 3 года — на покупку машин. Отдали его за 2 года, и у нас еще оставалось на жизнь. Так постепенно и развивались. Тоже участвовал в конкурсах (тех самых, в которых теперь нужно будет участвовать и нерегулярным маршрутчикам. — Прим. AUTO.TUT.BY), два из них я проиграл. Сейчас мой автопарк состоит из своих и арендных машин, всего их более двадцати, все 2014−2016 годов выпуска. Мои пассажиры тоже могут купить билеты через интернет, мобильное приложение и кассу.

Вадим Жилинский рассказал, что как регулярщик он выполняет определенные правила, установленные законом, — установил в авто GPS-трекеры, отправляется с вокзала и оплачивает эту услугу, ездит по расписанию и установленному маршруту, останавливается на конкретных остановках.

— Конечно, все это дополнительные траты. К тому же я в несколько раз больше плачу налогов, чем ипэшник, который ездит на нерегулярке. Однако стоимость билетов у меня такая же, как и у нерегулярщиков. Но у них таких расходов нет, а значит, доходы их гораздо выше, чем у меня.

Руководитель считает, что нерегулярщики сейчас «просто давят на жалость и пугают людей, что не выйдут в рейсы».

— Не надо давить, не выйдете, пожалуйста, мы, регулярщики, закроем все рейсы. Уверен, что мы вытянем.

«Пусть возят свадьбы и корпоративы»

Коммерческий директор частного предприятия «МаркизетСтиль» Владимир Головач считает, что в разных белорусских городах ситуация с конкуренцией между регулярщиками и нерегулярщиками — отличается.

— Например, в Солигорске нет частных регулярных маршрутов, там только нерегулярщики, они и конкурируют между собой, как-то договариваются. А мы ездим из Минска в Молодечно и обратно. У нас все печально — нерегулярщиков у нас очень много.

Владимир Головач говорит, что они и нерегулярные перевозчики работают сейчас в неравных условиях.

— Они не подчиняются закону, как это делаем мы. У нас есть привязка к расписанию, маршруту, остановкам, водители соблюдают режим труда и отдыха. Мы выдаем билет и отвечаем за пассажира. Если мы нарушим что-то, на нас налагают штрафы. Нерегулярщиков не контролируют так, как нас, поэтому они работают, как им удобно.

Руководитель считает, что выбирать перевозчиков по конкурсу — правильное решение, впоследствии победители должны работать по единым правилам, а деятельность их должна контролироваться.

— Заставить работать по закону нерегулярщиков надо было давно. Они много работы испортили и для «госов», и для частников, — считает Александр Долгов, директор ОДО «Возможность». — Мы ездим из Минска в Дружный и Червень. На это направление нерегулярщики хотели прийти, мы им не дали это сделать — выдавили. Но с их стороны была и провокация, цены сбивали, подрезали автомобили, провоцировали конфликты.

Директор фирмы считает, что, говоря о «подкручивании гаек», они выступают против того, чтобы их контролировали, из-за чего доходность их упадет.

— Сейчас они хотят — едут, не хотят — не едут в рейс. Нет ответственности ни перед чем. Если на рейс пришел всего один пассажир, то нерегулярщикам ничего не стоит сказать ему — поеду-ка я через часок, надо людей побольше набрать.

Александр Долгов понимает, что многие ипэшники с 1−2 старыми машинами вряд ли выиграют конкурс на перевозку по какому-либо маршруту, однако считает, что в этом ничего страшного нет.

— А что им мешало изначально, когда они только пришли в этот бизнес, вкладывать деньги в обновление парка, приобретение или аренду ремонтной базы? Надо же развиваться, а не жить одним днем. Купить машину за 5−6 тысяч долларов, поставить бэушные колеса, покрасить кузов кисточкой и заявить — я перевозчик? Нет, это неправильно. Кстати, эти люди прекрасно знают, что они нерегулярщики, так пусть и возят корпоративы, свадьбы. А когда «подрастут», то пусть приходят в регулярку. Ведь пассажир — это самый дорогой груз перевозчика, здесь должно быть все на уровне и по закону.

Обсуждение